Растлевает «опиум безверия» интервью наместника Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, игумена Ефрема, корреспонденту газеты "СОКОЛЬСКАЯ ПРАВДА" Татьяне Пушниковой

СОКОЛЬСКАЯ ПРАВДА

 

20 июля 1993 года № 110

21 июля 1993 года № 111

23 июля 1993 года № 112

24 июля 1993 года № 113

 

 

 

ДВА ГОДА НАЗАД СПАСО-ПРИЛУЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

В ВОЛОГДЕ ВОЗВРАЩЕН ИСТИННЫМ ХОЗЯЕВАМ.

ВОЗРОЖДАЕТСЯ МОНАШЕСТВО.

ДВЕ ИЗ ПЯТИ ЦЕРКВЕЙ МОНАСТЫРЯ СТАЛИ ДЕЙСТВУЮЩИМИ.

НАШ РАЗГОВОР С НАМЕСТНИКОМ МОНАСТЫРЯ

ИГУМЕНОМ ОТЦОМ ЕФРЕМОМ.

 

– Недавно в одной из телевизионных передач мне очень понравилось слово главного психиатра области Скоморохова, который сказал: «Как у человека возникает потребность мыться в бане, таковой должна быть потребность очищать душу». Отец Ефрем, что вы по этому поводу скажете?

– Действительно, доктор привел хорошее сравнение, потому что на самом деле грехи наши, т.е. поступки, которые не соответствуют заповедям Божиим, накапливаются, словно грязь, отягощая душу, лишая ее внутреннего мира, светлой радости, покоя и доброты. Естественно необходимо эту грязь смыть. Но есть коренное отличие телесной грязи, которая накапливается постоянно и независимо от нас, и грязи душевной. Издавна замечено, что чем чаще благодатью Божией на исповеди люди смывают свои грехи, чем искреннее покаяние человека и желание избавиться от собственных грехов и недостатков, тем всё меньше и меньше накапливается этой грязи, тем легче ему бороться в другой раз с теми же самыми пороками. Именно таким способом человек может, укрепляясь силой божественной благодати, подаваемой Богом верующим в церковных таинствах, совершенно избавиться от большинства своих греховных качеств, очистить и усовершенствовать свою душу.

– Кстати, правильно ли говорят в народе, что болезни – это наши грехи?

– Безусловно. Причем здесь мы имеем дело не просто с метким народным выражением, а с многовековым опытом миллиардов людей, живших до нас и живущих ныне. Этот опыт обнаруживает непосредственную связь болезни, да и вообще всевозможных несчастий с грехами человека. Грех является причиной болезни, а болезнь – его следствием или, как говорят в народе, расплатой за грех. Это один из объективных духовных законов человеческой жизни. Так установил Творец: нарушение духовных (как, впрочем, и физических) законов всегда приводит к дурным последствиям, к беде в той или иной форме. Это фундаментальный закон, действующий как в физическом, так и в духовном мире, причем независимо от нашей воли или нашего желания. Более того, даже незнание законов материальной или духовной природы, данных Творцом, не освобождает людей от всегда негативных последствий нарушения этих законов. Избежать отрицательных последствий на духовном плане возможно только с помощью искреннего покаяния пред Богом в таинстве исповеди. Думаю, что именно этот смысл вкладывал в свои слова доктор Скоморохов, когда говорил о необходимости очищения души.

Другой, еще более важный смысл имеет очищение души от греха, потому что он непосредственно связан со смыслом жизни человека вообще. Этот смысл открыл нам Бог, когда пришел из мира невидимого, духовного, в наш материальный мир. Он заключается в том, что через нравственное очищение и самосовершенствование с помощью заповедей Божиих мы, проходя через строгий отбор или «экзамен» (т.е. Суд Божий), избираемся из множества других людей для Жизни Вечной. Этот «экзамен» неизбежно предстоит пройти всем людям по выходе души из тела в момент смерти точно так же, как после окончания школы старшеклассники сдают государственный экзамен перед выходом в «большую жизнь». А для нас, людей, вся земная наша жизнь и является такой школой, из которой мы выходим (хотим этого, или не хотим) в Вечность. Итак, главная задача, для решения которой нам выделено небольшое, но достаточное время нашей жизни, заключается именно в исправлении и очищении себя от грехов в соответствии с Евангельскими заповедями, иначе говоря, в нравственном самосовершенствовании.

Сложность решения этой задачи состоит в том, что вследствие прародительских грехов у нас у всех – чрезвычайно слабая воля. Особенно это заметно, когда необходимо удержать себя от дурной привычки или греховного, эгоистического поступка. Очень трудно бороться со своими недостатками. Но если человек поймет, что его жизнь – это время самоподготовки к экзамену, на котором решится самый кардинальный вопрос: «войду я в жизнь вечную (потому, что душа бессмертна) или нет?», то, начиная работать над собой и чувствуя недостаток сил, он вынужден будет обратиться за помощью к Богу.

Именно для того, чтобы помочь в этой борьбе Христос основал Свою Церковь, которая является общностью верующих, хранящих неискаженное учение, полученное от Бога. Все эти люди объединяются божественной силой – благодатью Святого Духа, который живет, накапливается и действует в них при условии добровольного подчинения своей жизни божественным законам добра и братской любви. Церковь имеет и свою внешнюю структуру, свою иерархию, в которой священнослужители поставлены учителями своего народа, ведущими людей по пути к совершенству, а, значит, и к вечной жизни. Им сообщается особая сила – благодати Святого Духа для совершения священнодействий. Эти действия, иначе говоря – Таинства, совершаются через них силой благодати Святого Духа. Смысл всякого священнодействия (Таинства) заключается в том, чтобы передать людям ту божественную силу Духа Святого, без которой наша душа бессильна в борьбе со своими пороками, греховными привычками и наклонностями.

В деле самосовершенствования особенно большую роль играют два таинства. Первое из них, это таинство исповеди – своего рода духовная баня, омывающая душу. Для совершения исповеди необходимо осознание своих грехов, их раскрытие перед Богом в присутствии третьего лица (священника). При условии искреннего раскаяния, через того же священника, который является как бы проводником Божественной энергии, смывающей греховную грязь с человеческой души, исповедующийся получает прощение от Бога. Без очищения души от грязи, без исповеди и прощения грехов самосовершенствование невозможно, т.к. необходимая для этого благодать Святого Духа не может войти в человека с грязной душой.

Через второе таинство – Причастие Святых Христовых Тайн, верующие и получают тот огромный «заряд» благодати Святого Духа, без которой мы бессильны в борьбе с грехом. Войдя в нас, эта божественная сила, как огонь постепенно выжигает из наших душ греховные привычки, приносит душе мир и радость, она же защищает ее от всех демонических, колдовских влияний, сохраняя не только наше духовное, но и телесное здоровье.

– На Руси изначально была одна вера – православная, а сегодня много всякого рода течений, сект, представления о которых мы просто- напросто не имеем. Все они, якобы, проповедуют Христа, называются христианскими. Так и в нашей газете появилось объявление, на которое многие обратили внимание: «Новоапостольская христианская церковь приглашает на нравственную проповедь». Как к этому относиться? Что это за церковь?

– Прежде всего нужно понять причины возникновения множества «церквей», понять почему помимо единой Церкви, основанной Господом Иисусом Христом и оставшейся в течении 10 веков единственной, появилось впоследствии такое множество новых учений и сект, назвавших себя «церквами».

Начну я с того, о чем сегодня знает уже немалое число наших современников – о том, что душа бессмертна. Это подтвердили многие врачи-реаниматологи из разных стран и теперь об этом известно всему миру. На эту тему написаны диссертации и множество книг. Правда, средства массовой информации о подобных фактах стараются умалчивать.

Душа – самая великая ценность из всего, что существует в этом мире. Душа – это разумная личность, а, значит, человек – это, в первую очередь, его душа. Все в мире тленно, быстро разрушается и исчезает. Все, кроме человеческой души. Именно за эту бессмертную душу ведут жестокую борьбу на протяжении многих веков падшие ангелы во главе с Люцифером – сатаной. Им помогают люди – служители сатаны, которые обожествляют этого падшего херувима, считая его своим богом. Они объединены в тайные международные общества (масонские ложи) с главной штаб-квартирой в штате Южная Каролина (США).

Церкви сатаны давно свободно и активно работают как в Америке, так и во всех западных странах, а с февраля 1992 года официально зарегистрированы и действуют в Петербурге, Москве и других городах нашей страны. Служители сатаны хорошо знают, что защитить человека от демонического воздействия, научить путям спасения, помочь в очищении и совершенствовании своей души может только та Церковь, которую основал 2000 лет тому назад Сам Христос. Они знают: чтобы оторвать душу от Бога, лишить ее вечной жизни, необходимо либо оторвать ее от Православной Церкви, либо уничтожить саму эту Церковь.

На международном Базельском конгрессе сатанистов в 1897 году, в Швейцарии, был разработан план борьбы с Православием и, в частности, план уничтожения Церкви в России. Вся последующая история нашей Родины является следствием строжайшего следования и выполнения этого плана, благодаря которому в России была разрушена вера и почти уничтожена Церковь. Однако этот страшный план включает в себя не только физическое уничтожение Православной Церкви, но также заманивание и уловление душ человеческих сетями различных лжеучений, которые насаждаются и щедро финансируются сатанистами. Свою поистине «адскую работу» они осуществляют с помощью проповедников любых лжехристианских и нехристианских учений, засылаемых в Россию из Америки, Европы и даже из Индии. Сатанистам неважно в кого будут верить люди: в Брахму, Кришну, Марию Дэви или во Христа, важно лишь то, чтобы они не были членами Церкви, основанной Христом, не были бы православными Христианами.

Оригинальную тактику избрали служители сатаны на современном этапе борьбы с Православием. Они пытаются внедрить в сознание людей различных стран, народов и религиозных верований мысль, будто на самом деле все люди веруют в одного и того же бога, но только каждый по-своему. Лживость этой мысли видна хотя бы из того, что все религии мира разделяются на две большие группы. К первой из них относятся христианские вероисповедания, которые принимают заповеди Создателя Вселенной – Господа Иисуса Христа, с помощью которых должна быть выполнена главная задача, поставленная Богом пред каждым человеком: получить избрание для жизни вечной. Ко второй группе относятся все остальные религии, которые отрицают Христа, не принимают Его как своего Создателя, пришедшего на землю, чтобы, во-первых, научить людей пути спасения, а, во-вторых, искупить нас Своей смертью от наших собственных грехов и грехов наших предков.

Итак, если Христос для них – не Бог, не Творец Вселенной, не Законодатель и не Судья, то, значит, они веруют в какого-то другого бога, который ко Христу не имеет ни какого отношения. Кто же этот бог, Единый для всех других религий мира? Кому покланяются те, которые не веруют во Христа как в Истинного Бога и Творца? Этим богом является сатана, один из многих разумных существ невидимого духовного мира, который будучи первоначально ангелом Божиим, отрекся от Него и на протяжении многих тысячелетий ведет против своего Создателя ожесточенную борьбу. Эта борьба, в первую очередь, заключается в том, чтобы оторвать от Бога людей – самое любимое творение Божие, испачкать, замарать души их грехами, заставить их отречься от добра, правды и христианской любви, забыть заповеди Творца, забыть Самого Бога. Сегодня демонизм становится одной из самых популярных религий. Членами церкви сатаны являются миллиардеры и средние бизнесмены, политические лидеры и звезды рок-музыки, киноактеры и люди науки. Они открыто покланяются Люциферу (одно из многих имен сатаны) как воплощению зла.

Но не всех людей можно привлечь таким открытым поклонением злу, поэтому у противников Истины возникла необходимость создания таких религий, где зло было бы замаскировано рассуждениями о добре и справедливости. Все религии мира, не признающие Христа Истинным Богом, изобретены именно для того, чтобы поймать душу в ее естественном стремлении найти Бога, а затем увести совершенно в другую сторону.

Но все же, самую ожесточенную войну ведет враг рода человеческого с Церковью, которую создал Христос для помощи людям в деле очищения душ от всего греховного и нечистого, для руководства в жизни тех, кто стремится к Добру и Правде Божией, к указанной Богом цели. Только одна эта Церковь имеет Божественную силу – благодать Святого Духа, способную исцелить, очистить и освятить человеческую душу. Только эта сила Духа Святого способна сохранить душу от порабощения ее злой волей других разумных существ, т.е. демонов, которые могут, в случае отступления благодати Божией от человека, внедриться в его тело и паразитировать на нем, делая из человека зомби, покорно исполняющего волю вселившегося в него нечистого духа. На языке медицины такое кататоническое состояние, переживаемое как подчинение чужой воле, действующей изнутри человека, именуется синдромом Кандинского-Клерамбо. Этим синдромом (а точнее – одержимостью) в той или иной степени страдает большинство людей современного общества, отступившего от созданной Христом Церкви.

Понятно, что разрушение Церкви Христовой, мешающей овладеть волей всего человечества, – это главная задача всех сил зла как космических (демонов или злых духов), так и земных служителей сатаны. Раздробить духовное тело Церкви, исказить учение, данное Самим Христом Богом и тем самым духовно уничтожить оторванные части Церкви – вот стратегический план ее видимых и невидимых врагов.

Вначале от Вселенского Православия отпала западная ее часть во главе с римским епископом (Папой), причем это случилось после тысячи лет совместного существования в едином церковном теле. А в XVI веке протестантизм и реформация дробят уже римское католичество на лютеранство, кальвинизм и англиканское исповедание. Дробление и искажение веры бурно продолжается в последующие века.

Но прежняя, неискаженная вера Вселенского Православия, пребывая незыблемой, светом своей истины привлекает к себе новый народ, возникший на основе единой Православной веры из различных славянских и фино-угорских племен – Русский народ.

Возникшие на основе лютеранства и кальвинизма в XVII - XX веках новообразованные секты, начиная с баптистов и кончая адвентистами седьмого дня, являются, таким образом, мертвыми ветвями христианства, оторвавшимися от своего корня. Корнем же является та вера, которую принес на землю Господь Иисус Христос, и то учение о спасении и грядущем Суде, которое до сего дня пребывает неискаженным только в Церкви, изначально созданной Христом – в Церкви Православной.

Всё множество лжеучений и сект, обильно расплодившихся в Америке и на Западе за последние 300 лет, вместе со всеми видами индуизма и ламаизма являются ни чем иным, как только сетью сатаны, раскинутой по всему миру для уловления душ неопытных, далеких от желания познать Истину людей. Именно об этом предупреждали апостолы – ближайшие ученики Господа Иисуса Христа, еще в первые годы жизни Церкви, т.е. 2000 лет тому назад. «И у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси... и многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении, – пишет апостол Петр и продолжает далее, – итак, вы, возлюбленные, будучи предупреждены об этом, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения». (2Петр., 2;1– 2/ 3, 17).

Что же касается самозванных «новых апостолов», уместно вспомнить слова настоящего апостола, великого Павла, написанные им еще в 49 году после Рождества Христова: «…если бы даже Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал., 1; 7).

– Насколько я знаю, Православная Церковь не зазывает к себе людей, они идут в храм сами, так сказать, по зову души. Сегодня же часто приходится слышать о крещении в клубах какими-то новыми, якобы, христианскими проповедниками. Как это можно расценивать?

– Мы глубоко убеждены, что всякий человек, кто бы он ни был, искренне стремящийся познать смысл своей жизни, смысл бытия вообще и смысл всех событий, происходивших в историческом прошлом и происходящих сейчас, рано или поздно придет ко Христу. Во-первых, потому что один только Христос Бог может раскрыть истинный смысл всего, что существует во Вселенной, которая является Его творением и живет Его законами. Во-вторых, потому что Он Сам, невидимо руководя событиями жизни человека, предоставит ему возможность открыть для себя то, что закрыто для тех, кто не ищет. Со всей определенностью обещал Господь: «Просите и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф., 7; 7). Это сказано, в первую очередь, тем, кто ищет Истину. И если человек искренен и не ради удовлетворения тщеславия стремится к познанию истины, то несмотря на возможные ошибки или временное увлечение ложными учениями он все равно придет к Православию, потому что Сам Господь таинственным внутренним чувством правды даст ему знать – где содержится Истина.

Вот почему люди, принадлежавшие по рождению к другим вероисповеданиям, живущие вдалеке от таких ярких очагов Православия, как, например, Россия или Греция, все же становятся православными. Тому мы видим множество примеров. В Америке, в Американской автокефальной Православной Церкви служат священники–американцы, которые по рождению были протестантами, так же, как их прихожане, ставшие православными по глубокому убеждению.

Любопытный эпизод рассказал по этому поводу мой друг, побывавший недавно в США. На майках многих молодых людей в разных частях Америки он видел надписи: «Настоящие хиппи становятся только православными христианами». И действительно, многие хиппи, ставшие таковыми из протеста против бездуховности, эгоизма и меркантилизма окружающего общество, немного повзрослев и, пытаясь найти ответы на все главные вопросы жизни, приходили к Православию как к сокровищнице, сохранившей истину, переданную Богом неискаженной и способной оживить, напитать и напоить алчущие и жаждущие Правды души.

В другой далекой от православия стране – Англии, в графстве Эссекс, уже 34 года существует православный монастырь, который знают во всех уголках света. Русских там очень мало, хотя сам основатель монастыря, старец схиархимандрит Софроний (Сахаров) – русский. Вся братия монастыря (их около 50 человек) интернациональная. Здесь есть голландцы, французы, шведы, англичане, чехи, бельгийцы, испанцы и люди других национальностей. Всех их объединила Истина, которую они обрели в Православии. Подобных примеров я мог бы привести немало, но ограничусь пока этим.

Что же касается «новых христианских проповедников» с их нечистыми методами привлечения к себе людей, то Православная Церковь никогда не пользовалась для этого хитростью, ложью или насилием, как это делали и делают до сих пор, например, католики или баптисты. Она привлекла сердца людей любовью и Истиной.

А теперь вернемся к Вашему вопросу о крещении в клубах и Домах культуры. С самых древних времен Христианства для совершения Таинств, для проповеди и молитвы люди создавали храмы. Во все времена и во всех странах самыми прекрасными зданиями были именно Божии храмы. Этими великолепными постройками люди старались выразить свою любовь и благодарность Творцу, радостное благоговение перед безмерностью и величием Отца Небесного. В этих зданиях человек должен был чувствовать себя иначе, чем где бы то ни было, должен был на время забыть о земном и плотском, вспомнить о духовном и небесном, о главной цели своей жизни: очищении, спасении от греха, о вечности. И когда приходится слышать о крещениях в клубах или в плавательных бассейнах, я не могу отделаться от грустной мысли, что очень и очень мало осталось трезво мыслящих людей, способных анализировать свои поступки. Кажется, так ясно, что истинная вера и истинная Церковь может быть только одна – та, которую создал Христос, сказав о ней «…создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф., 16; 18). Та самая Церковь и то учение живут и поныне, несмотря на чудовищные гонения, которые в нашей стране претерпевала Церковь после Октября 17-го года. Еще в 381 г. на втором Вселенском соборе был окончательно сформулирован символ Православной веры, который приняла вся Церковь и который незыблемо соблюдается до сего дня. В нем говориться: «Верую… во единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, исповедую едино крещение во оставление грехов». Эта единственная истинная Церковь существует уже 20 веков. В какую же еще нас тянет «церковь»? Ведь вне истинной Церкви нет и Духа Святого, а, значит, и таинства не совершаются. В том числе не действительно и крещение. А если мы веруем «во едино крещение», то должны понимать: оно реально совершается только в Церкви, созданной Христом т.е. в Церкви Православной.

Но если бы «клубное» крещение было бы только фарсом – это еще полбеды. Настоящее бедствие в том, что такое действие несет глубокий мистический смысл. Это – фактическое отречение от истинной Церкви Христовой не только словом, но и действием. А всякий человек, оставляющий Церковь, остается без Христа, хотя бы он и продолжал считать себя верующим. На нем сбываются слова Божии: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царствие Небесное» (Мф., 7; 21). Через крещение у еретиков (вероотступников) человек теряет благодать Божию и в него без труда вселяются демоны. Это подтверждает и мой личный опыт общения с теми несчастными, легковерными людьми, которые приняли крещение у баптистов (евангельских христиан). И хотя сами крещеные прибывают в какой-то странной эйфории, но со стороны хорошо видно, что причиной ее является одержимость.

– Если люди по незнанию побывали там, то что делать? Как себя вести? Например, после посещения так называемой «Новоапостольской церкви» или после крестин где-то в доме культуры?

– Были случаи, когда после такого крещения к нам приходили люди и говорили, что чувствуют большое смущение. Мира в душе не наступало, наоборот, появилось сильное сомнение в том, правильно ли они поступили? Этим чувством Господь дает знать человеку, что он поступил неверно. И хорошо делает тот, кто идет в храм и спрашивает священника, не стесняясь: «Что мне теперь делать?»

Церковь истинная одна – это Православная Церковь, и Крещение одно. Принимать второе крещение, да еще какую-то другую церковь считать Церковью – грех. Но если человек пришел с покаянием, осознал свой грех как предательство Творца и Создателя, как предательство матери–Церкви, то, безусловно, он может надеяться на полное прощение. Однако, отрекшись от истинной Церкви посредством ложного крещения в ложной церкви, человек перестал быть членом Церкви Православной. Исправить это можно, пройдя сначала Чин отречения от ложного учения, а затем – Чин принятия согрешившего в лоно Церкви по второму чину, т.е. через миропомазание. Соответствующие чинопоследования для принятия в лоно Церкви отпавших от нее членов содержатся в Большом требнике, но священнику нужно иметь особое благословение своего епископа на проведение Чина присоединения. И, конечно, возвращающемуся в лоно Церкви, со своей стороны, необходимо приложить труд к исправлению этой, едва не погубившей его, ошибки. Кающийся должен попросить у священника епитимию, т.е. особое молитвенное правило для искупления греха предательства Бога и Его Церкви.

Для того, чтобы не происходили подобные ошибки, каждому христианину необходимо знать основы своей веры. После семи десятилетий воинствующего атеизма это сейчас стало возможным. У нас в монастыре, например, есть прекрасная церковная лавка, где можно купить духовную литературу, вполне доступную для всех уровней образования и культуры. Она действительно дает познание веры, насыщает души благодатью и знанием о спасении.

– Отец Ефрем, а что если человек в православном храме крестился дважды? К примеру, он не знал, что в детстве был крещен и пришел в храм, может быть, уже в зрелом возрасте по велению сердца, так сказать, с тем, чтобы принять веру. Это грех или нет?

– Если он предполагает, что был, возможно, крещен в детстве, но сам достоверно этого не знает, и нет никаких явных доказательств крещения, например, нет в живых людей, которые могли бы сказать точно, то крещение в этом случае не будет являться грехом. Нужно только предупредить об этом священника, и когда он будет крестить, то в крестильную формулу введет необходимые слова, которые должны будут отразить этот факт.

– А если это не сделано? Человек до поры- до времени не знал сам и батюшку об этом не предупредил – просто открылось это позже?

– Ничего страшного. Господь видит: если человек искренен, без обмана идет креститься, то Он не вменит это в грех.

– Сейчас очень многие рядятся в одежды православных священников. Для чего?

– Конечно, для того, чтобы обманывать простаков. Вот пример.

Недавно приезжал в Вологду экстрасенс Александр Росс. Выступал в Доме офицеров. Он сам заявил, что с православием ничего общего не имеет, и тем более удивительно, что он выступал в духовной одежде с православным крестом на шее, т.е. выглядел как священник… для чего это делается? Только для того, чтобы ему поверили.

Сатанисты и сектанты хорошо знают, какой авторитет имеет Православная Церковь, поэтому баптисты, например, когда приглашают на свои собрания (посмотрите их объявления), нигде не указывают, что приглашает не какая-либо другая церковь, а именно секта евангельских христиан-баптистов, они не пишут ничего, кроме адреса. Расчет прост: если себя назвать, к ним никто не пойдет. А в этом случае – может быть и придут… по ошибке, по неопытности, случайно, думая, что приглашает Православная церковь. В таком сокрытии своего истинного названия уже заключена ложь, прикрытая хитростью. Православная Церковь никогда такими методами не действовала, она открыта для всех и во всем.

– Недавно по Центральному телевидению прозвучала информация о « Белом братстве». Насторожил тот факт, что у людей, контактирующих с ними до 8 месяцев, наблюдаются необратимые процессы. У нас, в Соколе и в Кадникове, тоже появились люди в белых халатах. Не о них ли идет речь? Хотелось бы знать: что это за люди?

– «Белое братство» – «ЮСМАЛОС» – это одно из многих новейших порождений сатанизма. Недавно сообщили из Чреповца: члены Белого братства устроили на квартире вечеринку и после принятия большой дозы спиртного, сняв с себя всю одежду, хором скандировали: «Приди к нам сатана! Мы дети твои, зовем тебя! Приди к нам!». Дикие вопли, которые были слышны на разных этажах дома, заставили соседей вызвать милицию. Теплая компания была препровождена в отделение, им инкриминированы хулиганские действия.

Причина возникновения новых форм поклонения сатане (в частности, «Белого братства») заключается, как я уже упоминал, в том, что люди, лишенные защиты Божией, подвергаются внедрению в их тела нечистых духов (демонов). Являясь разумными существами и вселяясь в человеческое тело, демоны (иначе – бесы) начинают активно работать над сознанием человека, подавляя его волю.

Обладая способностью внушения мыслей, демоны постепенно овладевают мысленной сферой человека, начинают руководить человеком с помощью внушения (галлюциноиды, типа «беззвучные голоса»), либо с помощью трансляции непосредственно в сознание человека отчётливых «голосов», обозначаемых в психиатрии термином «вербальные галлюцинации» при псевдогаллюцинозе 1-го типа (Рыбальский М.И., 1983).

К сожалению, медицина и, в частности, психиатрия, основанная на атеистическом отрицании самостоятельного и вечного существования человеческой души, только описывает различные формы и степени одержимости человека демонами, дает им название, но не в состоянии понять причину, генезис (этиологию) этих явлений.

Итак, демоны, вселяясь в человека, делают его своего рода марионеткой, направляя его мысли и чувства на совершение действий, противоречащих заповедям Божиим. В других случаях они могут приказывать, подавляя при этом волю человека, или дают новую неизвестную информацию голосом, как бы звучащим в голове одержимого.

Эти широко известные феномены в медицинской литературе называются синдромом Кандинского-Клеромбо. Описывая его, известный психиатр А. А. Мегбарян ( 1961 г.) указывает, что обследованные им люди расценивают такое свое состояние как «лишение самостоятельной активности, свободы и превращения в автомат, находящийся в зависимости от внешних враждебных действий».

На этой стадии одержимости демоны начинают управлять даже телом человека (явление двигательно-волевого автоматизма): заставляют его принимать вынужденные решения, делать вынужденные движения, гримасы, вызывают вспышки гнева, превращая, таким образом, человека в управляемого биоробота (зомби). Телом и руками такого человека демоны могут совершать как бессмысленные глупые поступки, так и страшные, кровавые преступления. В принципе, любое, даже незначительное преступление является результатом одержимости в большей или меньшей степени.

Исключительно благодаря демоническим внушениям, через людей, наиболее открытых для подобного влияния и только благодаря им, человечество «обогатилось» бесчисленным набором ложных религиозных учений. Их задача: увести человечество от истинного богопознания, чтобы не дать людям узнать и выполнить цель, поставленную Творцом перед каждым человеком, оторвать его от Бога, заставить его покланяться сатане даже тогда, когда сам человек этого не понимает.

Сатанинская гордыня демонов удовлетворяется только тогда, когда люди слушаются и служат им, а не Богу, когда люди восстают против своего Создателя, воюют с Ним и с Его Церковью. В этом противопоставлении себя Богу заключается вся радость их бытия, а ожесточенная борьба за души людей показывает неистребимую жажду власти над человеком.

В прошлом веке Елена Блаватская, основательница тайного оккультного теософского общества благодаря автописьму (письменный автоматизм, по Кандинскому) «осчастливила» человечество семитомной «Тайной доктриной», а Елена Рерих под диктовку «голоса свыше» написала «Агни-йогу». Первый случай, хорошо известный в психиатрии, предполагает такое воздействие демона, когда рука одержимого человека, сознательно отдавшего себя в волю неких «космических», высших (как он полагает), разумных сил, начинает писать неизвестный текст без участия воли и разума самого одержимого (из серии двигательно-волевых автоматизмов Г. Клерамбо). Таким образом, «медиум» (так называется в оккультно-спиритической практике высокосенситивный человек, легко подключающийся и становящийся проводником, своего рода каналом демонической воли) начинает работать в режиме телеграфного аппарата, принимающего неизвестную для него информацию для передачи ее окружающим.

Именно так, а иногда с помощью внутренних голосов, писала Елена Блаватская все свои религиозные произведения, в чем она признавалась в письмах своей сестре и частных беседах. Ее «невидимые учителя» – демоны, или махатмы, как она их называла, продиктовали ей такую информацию, собранную из всех древних и новых сатанинских учений, какую не в состоянии собрать, освоить и описать несколько серьезных ученых. При этом она никогда и не ставила себе этого в заслугу, понимая, что является всего лишь передатчиком «высшей» воли. Именно такие люди, лишенные за свои грехи (как правило, за безграничную гордыню) Божественной благодати, во все века, как и ныне, становились и становятся основателями новых религиозных лжеучений, рупорами сатанинской воли.

Для Белого братства таким глашатаем сатанизма, изливающим грязные потоки безграничной ненависти к Церкви Христовой (прочтите ее воззвания) стала некая Мария Дэви, которая в пароксизме сатанинской гордыни объявила себя очередным лжехристом, пришедшим на землю, но на сей раз в образе женщины. Полностью она себя называет так: Мария Дэви Христос. (Историю о том, как инструктор райкома комсомола, а затем неудавшаяся журналистка, официантка, сторож Марина Цвигун из Киева стала Марией Дэви рассказала «Комсомольская правда» 26 июня 1993 г. -Ред.).

Как не вспомнить здесь предостережения Самого Господа, говорившего ученикам о предконечных временах человеческой истории в этом временном бытии: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас. Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «Я Христос…». Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и сотворят великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». (Мф., 24; 5, 24).

Что же касается необратимых психических процессов в сознании людей (в основном, молодежи), можно назвать это естественным следствием общения тех, кто лишен Божественной благодати (нашей единственной защиты), с человеком – медиумом, являющимся проводником демонической воли и демонических энергий.

Именно такими являются все, кто обладает сверх-возможностями, иначе говоря – экстрасенсорными способностями. Все эти колдуны, экстрасенсы, маги и йоги с помощью различных психо-физических упражнений или специальных заклинаний, либо благодаря инициации через уже подключенного человека – «учителя» – раскрывают себя для вхождения демонов. И злые духи не замедляют поселиться в пустом (т.е. лишенном благодати Божией) доме, привлекая и покупая хозяина льстящим его самолюбию ощущением и сознанием своих сверх-возможностей, возвышающих его над окружающими людьми. Таким образом, человек становиться в своем сознании «сверх человеком» или даже «богом», распространяющим свою власть над другими людьми. Такое состояние христианской аскетики называется прелестью, (т.е. сатанинским прельщением), или, по-простому сатанинской гордыней. Но, как известно, между людьми и Богом нет большей преграды, чем гордость, окончательно лишающая человека благодати и делающая его душу, его сознание союзником демонов в их борьбе против Создателя.

Современная молодежь, лишенная веры, а часто и благодати святого крещения (поскольку неверующие родители не крестили своих детей) с помощью зомбирования делается управляемой толпой, которой могут руководить несколько сильных магов-экстрасенсов. Эти ловцы человеческих душ с помощью сотрудничающих с ними демонов в состоянии помрачить сознание своих подопечных, а затем внушить им действия (вплоть до убийства и кровавых жертвоприношений), которые они сами не подумали бы совершить.

Зомбирование, т.е. бесовселение экстрасенсы производят через заговоренные вещи, фотографии с помощью тайных заклинаний, особыми пассами и даже магическим воздействием через телевизор, как это делал один из крупнейших служителей сатаны – Анатолий Кашпировский. Особенно сильному воздействию при этом подвергались дети.

Поскольку у человека, подвергшегося бесовселению, начинают замечать расстройство и даже помрачение сознания, немотивированные поступки, бредовые идеи и прочие аномалии в поведении и мышлении, то его по привычке квалифицируют как психически больного. На самом же деле тело и душа такого человека находятся в порабощении у демонов, являются их добычей и почти уже лишены надежды познать Бога. В настоящее время с достоверностью можно констатировать, что все психические нарушения (за исключением соматических) являются следствием бесовселения или одержимостью, т.е. результатом воздействия демонов на сознание и поведение человека.

– Отец Ефрем, а как Церковь относится к йоге?

– Очень плохо. Причем во многих церковных статьях в журнале Московской Патриархии, в Церковном Вестнике, в других изданиях много говорилось о скрытой сатанинской сущности этого учения. Особенно подробно и убедительно об этом сказано в книге отца Серафима Роуза «Православие и религия будущего». Всем, кто интересуется проблемой спасения души, проблемой веры, смысла жизни, я рекомендую прочитать эту книгу. Необыкновенно интересна и другая его книга «Душа после смерти», где собраны факты посмертных контактов и опытов души. В этих изданиях сказано о вреде, которые приносят душе человека восточные учения, в том числе и йога. Все эти учения рассчитаны не на чистую физиологию, как думают некоторые, они связаны с духовностью и, причем, духовностью демонической. Невозможно заниматься йогой, не окунувшись в соответствующее учение, миропонимание, а это отравляет душу. Мало кто задумывается о том, что глубинный смысл упражнений, которые предлагает йога, заключается в разрушении и уничтожении благодатной защиты, которую дает Дух Святой каждому человеку от рождения. Такими упражнениями, в особенности, являются асаны, праняма (т.е. особые дыхательные упражнения) и, в первую очередь, конечно, мантра-йога.

Демоны не могут внедриться в человека, оккупировать его тело и жить в нем, незаметно руководя его волей (как это происходит почти со всеми людьми сегодня), если человек сам не разрушит свою защитную благодатную «оболочку», т.е. если не прогонит от себя благодать Святого Духа. А она разрушается, во-первых, собственными грехами, во-вторых, магическими ритуалами, мистическими и психо-физическими упражнениями и, в-третьих, лжеверием.

– Сейчас Вологодскую область начали активно наводнять экстрасенсы. Кстати, у нас в Соколе, появился некий Тимофей, который проводит курсы лечения, и люди рекой текут на эти сеансы. Хотелось бы Вас спросить: как удержаться от таких соблазнов? Чем они могут для населения обернуться?

– На эту тему существует уже много ответов. Медики писали, что обследования тех, кто обращался к экстрасенсам, показали: 90% из них попадают вскоре в психиатрическую больницу. Однако люди не желают даже слушать об этих выводах. И хотя многие знают, что болезни – это последствия наших грехов, они не желают исправляться, не хотят работать над собой, очищать душу и совесть. Народ настолько обезумел, что готов любыми средствами, даже обращением к дьяволу, вернуть себе здоровье, чтобы продолжать и дальше жить той же греховной жизнью. Люди готовы платить за здоровье любые деньги, идти к любому колдуну. Надеются, что кто-то даст таблетку, либо поколдует, что-нибудь побормочет, пошепчет и все пройдет. Для этого никакого усилия над собой делать не нужно, достаточно, как им кажется, лишь заплатить деньги.

А ведь Господь болезнями, словно, сигнальной лампочкой, шлет предостережения и заставляет задуматься: в чем ты согрешил? Предлагает пойти и очистить совесть от своих грехов, исповедоваться, причаститься, подумать, как лучше жить в дальнейшем, чтобы снова не впасть в те же грехи. После этого оно может пойти и в больницу, где получит исцеление значительно быстрее и надежнее, чем кто-либо. Те, которые бывают у экстрасенсов, получают облегчение лишь на очень короткий срок. Когда экстрасенс уезжает, или сеансы заканчиваются, наступает резкое ухудшение самочувствия. Вывести из такого состояния уже никто не может.

Что же такое – обращение к экстрасенсу? Это – полное отпадение от Бога и лишение благодати Святого Духа, полученной человеком в крещении. Обращение к экстрасенсу, магу, «бабке», колдуну, «нетрадиционному целителю» является прямым обращением к Сатане через его служителей. Но, лишившись за этот смертный грех благодатной защиты Святого Духа, человек подвергается внедрению в его тело демонов, которые вскоре проявят себя душевными и телесными болезнями, от которых он уже не сможет избавиться никакими медицинскими или колдовскими способами.

С православной точки зрения эти люди (экстрасенсы) занимаются тем же, что и йога – разрушают благодатную защиту, вводят в человеческое тело духовных паразитов. Это – те разумные существа, которые сейчас называются то полтергейстами, то инопланетянами, то барабашками. Они издревле известны всем народам мира и называются бесами или демонами. Они, как существа духовные, не обладающие плотной материальной оболочкой, могут свободно паразитировать в теле человека, порабощать его разум, его волю и делать человека марионеткой. Они могут даже совершать его руками преступления, например, уничтожать своих близких – родных, детей, юношей, девушек с такой жестокостью, которая вообще не свойственна человеческому роду.

Вспомните хотя бы Чикатило – убийцу, который десятки людей лишил жизни самым зверским способом. У нас был подобный случай в Вологде в конце 70-х годов: бывший работник милиции насиловал девушек в лесу, а затем сжигал их тела. Помните? Это – чистый демонизм. Человек за свои грехи допустил в себя демонов, и они полностью овладели его душей и волей.

Защита от демонического влияния только одна – благодать Святого Духа, а она присутствует только в Православной Церкви, поэтому вне Церкви нет спасения. Сегодня весь мир, который живет вне Церкви, находится под демоническим влиянием. И люди, совершающие чуждые, несвойственные им поступки, сами не понимают, почему они это делают.

– Когда я прочитала книгу «Люди и демоны», была потрясена ее содержание! Она раскрыла мне глаза на Кашпировского, Джуну, Вангу… В жизни, оказывается происходят события, о которых мы и не догадываемся. Отец Ефрем, но ведь это страшно, когда узнаешь такую информацию: в Череповце насчитывается около 2 тысяч экстрасенсов, в Вологде – около 3 тысяч, а только семь из них получили право лечить, но врачуют-то все, по сути дела…

– Никто из них, конечно, не должен иметь такого права – даже те, которые его каким-то образом получили. Они действуют демонической силой, а не Божией, даже если приносят какое-то облегчение. Многие пациенты, иногда даже после первого сеанса, становятся как бы привязанными к своему экстрасенсу, без него уже жить не могут. Эта зависимость похожа, в своем роде, на наркоманию. Экстрасенс в таких случаях становится почти диктатором. Человек попадает в духовное рабство – происходит лишение воли.

– Кстати, они ведь, как правило, просят даже крестик снять, когда работают…

– Да, действительно, крестик им мешает, с ним очень трудно работать, т.к. он привлекает благодать Божию на человека и не дает демонической силе проникать в тело. Вот почему всегда просят снять крест. Кстати, один достаточно известный в Вологде экстрасенс рассказал мне однажды о механизме своего диагностирования и лечения. Оказывается, он слышит голос внутри себя, которого окружающие не слышат, и этот голос говорит ему: как кого лечить, какая у человека болезнь и очень редко ошибается.

Голос, например, подсказывает, что у человека больные почки, а тот отвечает: «Да, я обследовался у врача, у меня, действительно, почки не в порядке». Диагноз-то правильный, но сам экстрасенс недоумевает: «Образование у меня 8 классов и никакого медицинского специального, даже не знаю где почки находятся… но я же не сам говорю, это мне сообщает голос». В данном случае мы имеем дело с чистейшим демонизмом, и демон, который сотрудничает с экстрасенсом, сообщает ему правильные данные. Подобные факты известны с глубокой древности.

– Кстати, когда мне один знакомый рассказал, что он за спиной слышит какие-то голоса, я готова была посмеяться. Просто решила, что человек до чертиков, наверное, набрался и слышал какие-то голоса, но он утверждает, что это было на самом деле так. Причем, говорит, в рабочем кабинете появился какой-то благообразный старик, в пиджаке и также незаметно потом исчез, хотя дверь никто не открывал. И утверждал, что был в здравом уме и абсолютно трезвый…

– Подобных явлений всегда было предостаточно, только в советское время об этом даже говорить боялись. А сейчас, если Вы пороетесь в прессе, то отыщете тысячи подобных случаев. Людей, входящих в контакт с демонами очень много. Нередко появляется человекоподобное существо и называет себя инопланетянином, хотя это самый обычный бес, который всего лишь прикрывается новым названием. Обладая возможностью принимать любую форму (явление полиморфизма), демоны, когда являются людям, приспосабливаются к уровню развития конкретного человека и уровню современной ему цивилизации. Они могут на время уплотнятся, как бы материализуясь, а затем вновь дематериализовываться. Могут даже, являясь в человеческом образе, предложить продать душу. В моей практике пришлось столкнуться с несколькими такими случаями продажи души. О них рассказывали мне сами продавшие.

– В настоящее время происходит нравственное обнищание народа и, возможно, это делается преднамеренно. Но каким образом можно не поддаться на такую провокацию? Как спасти душу?

– Должен сказать, что спасти душу всегда было непросто, потому что, повторю, каждый для этого должен сделать над собой усилие, заставить себя отказаться от греха, а это без известного насилия над собой просто невозможно. Конечно, легче жить, потакая всем своим прихотям, без борьбы с грехом. Бог призывает нас к чистоте и добру, а вот этого-то как раз мы не всегда хотим сами.

Что же касается преднамеренности в деле разложения нравственности нашего народа, в этом Вы абсолютно правы. Сейчас очень много делается для того, что бы полностью уничтожить нравственность и, в первую очередь, в православных по своим корням народах нашей Родины. Вакханалия разврата началась после серии встреч Горбачева с Рейганом в Рейкьявике, Женеве и Вашингтоне. Американский президент поставил перед Генсеком задачу расширения «прав человека» в СССР, после чего из уголовного кодекса СССР были изъяты статьи, предусматривающие наказание за гомосексуализм, порнографию и проституцию. Таким образом, сегодня ни один закон, практически, не ограничивает распространение порнографии, не запрещаются фильмы ужасов и насилия, а эротикой наполнены почти все периодические издания. В результате разрушаются семьи, нравственность уничтожается чуть ли не с пеленок.

Человечество на опыте познало, что у того общества, в котором нет крепкой семьи, никогда не будет будущего, потому что человек, как личность, может быть воспитан только в семье. Если же родители живут, как партнеры, а не как любящие и верные друг другу люди (последнее бывает, если основа семьи – христианская), то у них вырастают подонки, у которых нет в душе ничего святого. Эти люди, не имеющие никаких моральных и нравственных устоев, могут убить за деньги или за бутылку водки свою собственную мать. Для них нет ничего, что могло бы их удержать, кроме собственной корысти или страха.

– В такой ситуации очень страшно за своих детей.

– Действительно, страшно! Но, к сожалению, ситуация становится все хуже. Делается это сознательно, по тщательно продуманному на Западе плану, разработанному еще в 1945 директором ЦРУ Алленом Даллесом. Народ сознательно спаивают. Дан «зеленый свет» массовой наркотизации. И я бы не удивился, если бы в скором времени у нас приняли бы закон, разрешающему каждому гражданину, достигшему 18-ти лет, покупать огнестрельное оружие. Тогда нашу страну не надо было бы уничтожать чужими руками. Достаточно было бы, как во время февральско-октябрьской революции 1917-го года, завезти оружие из Англии и Америки и организовать его свободную продажу. И тогда нравственно деградировавшие, спившиеся люди уничтожили бы сами себя, что, собственно, и является желанным результатом исконных врагов Православия, врагов всех народов-носителей этой спасительной веры.

А ведь цель уничтожения нашего народа, поставлена давно, потому что (оставим пока в стороне духовную составляющую) сегодня сырьевыми ресурсами обладает только Россия – все другие страны Европы их давно лишены. Но, чтобы завладеть этими ресурсами, нужно уничтожить русскую нацию как единую и монолитную. Для этого нужно ее раздробить по, якобы, национальному признаку на три части, а затем споить и развратить, что было сделано и делается до сих пор.

Когда же будут осмеяны и исчезнут все нравственные ценности, базирующиеся на заповедях Божиих, о которых учит и которые может воспитывать в народе только Церковь, когда будет, наконец, попрана и сама Церковь, низводящая на людей благодать Божию, тогда люди не будут уже защищены от демонического влияния. Они сами станут как демоны и начнут уничтожать друг друга. А пример этому уже есть. Вы читали, наверное, об убийстве сатанистом Николаем Авериным во время Пасхи трех монахов в знаменитом монастыре Оптина Пустынь в Калужской области?

– Отец Ефрем, сейчас страшный бич – пьянство. Как уберечь семью от этого?

– Очень трудно уберечься от порока, который настолько въелся в наше общество, что практически непьющего мужчину почти невозможно уже встретить. Это сильно влияет на молодежь. Они с детства видят пьющего отца, видят пьющих и на работе. В народе говорят: дурной пример заразителен. Почему? Потому что человек слаб, чтобы своими собственными силами противостоять греху. Нужна помощь Божия, поддержка благодатной божественной силы. Но где же ее взять, если страну на семьдесят лет оторвали от Бога, лишили веры и благодати? А, главное, нужно понять, что пьянство – это один из видов одержимости злыми духами, когда демон оккупирует человека и руководит его душей, вызывая в ней страстное желание напиться. Именно демоны вызывают алкогольную зависимость, которая необходима для того, чтобы с помощью алкоголя отключить сознание человека и заставить его совершать гнусные поступки и даже преступления, т.е. постоянно грешить.

Люди, которые хотят все же исцелиться от этого недуга, мне признавались, что слышат внутри себя: «Пей! – И этот голос такой обладает волевой мощью, что я, хотя знаю, что не хочу пить, что мне это не нужно, все же иду и напиваюсь». Что же это за голос? Конечно, это внушение демона, вселившегося в человека за его прежние грехи. Психиатрия называет такое внушение императивным псевдогаллюцинозом, но лечить его не может. Когда человек ничего не знает о враге своем, он совершенно беззащитен. Защитить взрослого человека очень и очень трудно. А без веры и Церкви Божией – практически невозможно.

Однако можно и нужно защитить детей. Для этого родители должны, в первую очередь, сами потрудиться и защитить своего ребенка Таинством Крещения, в котором дается человеку Божественная сила – благодать Святого Духа. Во-вторых, мать и отец должны всегда молиться за своего ребенка. Молитвой низводится, как известно, благодать на того, за кого мы молимся. Но, самое важное, – ребенка нужно приучить регулярно причащаться в Церкви Святых Христовых Таин, научить его первым молитвам с самого раннего детства, а впоследствии постараться воспитать у него православное мировоззрение. Только тогда благодать Божия будет реально защищать его, чему помогут и нравственные принципы, воспитанные христианским мировоззрением. Однако в наше, постсоветское время это не так-то просто. Трудность здесь заключается в том, что для воспитания у ребенка правильного мировоззрения, родителям самим необходимо его иметь, а для этого им придется заняться самообразованием с помощью учебника Закона Божьего и других православных книг. Хорошо, если они при этом могли бы еще пользоваться советами опытного священника. Вот тогда ребенок и будет защищен. Демоны не могут причинить вред человеку, в котором живет божественная благодать. Они не смогут подступить к его душе и он, несмотря на то, что вокруг, может быть, все будут пьянствовать, не захочет пить, потому что демон не прикоснется к нему и не сможет заставить его сделать это. У него будет срабатывать нормальная защитная реакция. Видя пьяницу, юноша скажет: «А я таким быть не хочу».

Но мы сейчас, к сожалению, наблюдаем противоположное явление: большинство современных детей, видя в отвратительно пьяном состоянии родителей, вырастая, начинают поступать так же. Поразительно, но плохой пример не вызывает у них отвращения. Они сами становятся такими же. Благодаря алкоголизму сегодня нация катастрофически деградировала: 80% детей, по статистике, рождаются больными, как психически, так и как физически.

– Люди, принявшие веру, заметно меняются – их легко отличить от всех других. В них появляется какая-то особая доброта. От чего так происходит? От стремления ли к заповедям Божиим, или что-то другое помогает?

– Вера без дел мертва. Если человек говорит, что верует, а живет как язычник, это говорит лишь о том, что он не верует. Если он не живет по Заповедям Божиим, то он и не христианин, он и не верующий.

Человек меняется под действием особой, как я уже говорил, энергии – Божией благодати. Она меняет человека качественно: он становиться добрее, спокойнее, отзывчивее, по-другому реагирует на события мира. Все то, от чего люди приходят в недоумение и отчаяние, он переносит совершенно спокойно. Благодать Божия дает душе мир и согласие со своей совестью. Это то, к чему многие стремятся, не имея никакого покоя в душе. Они мучаются, терзаются чем-то: кто злобой, кто завистью, кто ревностью, кто страхом. Но все это постепенно уходит из души верующего по мере ее очищения в церковных таинствах, по мере накопления человеком благодатной энергии, получаемой от Бога. Приходят в душу мир, покой, радостное отношение ко всему. Он совершенно другими глазами смотрит на людей и события. Это изменение происходит не только благодаря усилиям самого человека, а в первую очередь, под воздействием Божественной благодати. Повторяю, изменения души к лучшему происходят не сразу, а постепенно, с помощью причастия и исповеди. Именно эти два таинства для духовного роста являются главнейшим, при условии, конечно, что человек крещен и является членом Православной Церкви.

– Мои познания в области христианства на уровне ликбеза, потому очень стыдно за себя. Что Вы можете посоветовать тем, кто хочет попытаться разобраться в происходящих в этой области процессах, прикоснуться к Православию, с чего начать? И какие нужно предпринять первые шаги тем, кто пока еще совершенно далек от этого?

– Бога можно и нужно познавать. Познать не только сердцем и душей, но и разумом. И у нас есть для этого все возможности. В первую очередь – это прекрасная духовная литература, способная ответить на все вопросы, которую можно купить в монастырской книжной лавке и в городских церквах, а также проповеди священников после каждой воскресной и праздничной службы. Они постоянно раскрывают перед человеком смысл бытия. И, наконец, можно просто подойти к священнику и задать любой вопрос, который волнует душу. Ответить на него – это святая обязанность каждого пастыря. Нужно только преодолеть барьер недоверия и страха, который более 70 лет воздвигали атеисты между священником и народом. Все мы – братья во Христе, родные друг для друга люди, дети одной матери – Церкви и одной родины – России.

– Расскажите немного о монастыре. Сколько у вас монахов? Как здесь протекает жизнь?

– В монастырь приходят люди для того, чтобы помочь самим себе спастись от греха, который живет и паразитирует во всех нас. В миру это сделать сегодня значительно труднее. Конечно, в прежние времена было немало людей, которые спасались и в миру. Вероятно, они будут и в наше время. Но среди верующих христиан всегда были такие люди, которые хотят посвятить всю свою жизнь служению Богу, видят в этом единственный смысл своего существования. Причем, служение Богу часто совершается через служение людям в деле спасения их душ. Но для этого необходимо особенно основательное изменение самих себя, причем не такое, которое длится десятилетиями, а относительно быстрое. Ведь для того, чтобы человек мог впоследствии просвещать других, он должен очиститься и просветиться сам. Такое изменение всей внутренней структуры человека максимально быстро может происходить только в особых условиях. Для этого и создавались монастыри. Уничтожение грехов в самом себе – это особый род деятельности человека по изменению своего «Я». Это очень трудный процесс. Для того чтобы он проходил успешно, человеку необходимо отсечь все, что может ему мешать и даже просто отвлекать, т.е. отсечь всё мирское. Далеко не все могут выдержать такой суровый образ жизни, да это и не обязательно для всех. Но были, есть и будут среди нас такие, которые способны идти по этому пути, хотят этого. Именно они и создавали монастыри. Вот и в нашем монастыре собралось сейчас 14 человек братии.

– Правильно ли сказать: для послушания?

– Конечно. Ведь послушание – это основная черта монаха, когда он слушается своего духовного отца, настоятеля не из-за страха, но по велению сердца и совести, ради Христа. Это другое послушание, чем, скажем, в армии. Оно более серьезное, более сознательное, потому что велика его цель – спасение души, а без послушания спасение не возможно. Ведь первый грех, с которым мы боремся – это гордыня. А гордыня – это, в первую очередь, выпячивание своего «я»: «я хочу», «я сделаю», «я пойду», «мое мнение самое правильное». Однако тщеславие, самомнение и, происходящие от них, пренебрежение или даже презрение к другим людям являются самым главным препятствием для приближения к Богу. Для исправления этого главного греховного качества, гнездящегося в каждом человеке, необходима особая методика. Именно такой, проверенной веками, методикой и является «послушание», т.е. отсечение своей воли и подчинение ее своему духовному отцу до тех пор, пока не выработается смиренное осознание того, что все доброе в нас – не наше. Всё доброе в нас – от Бога. А нам принадлежат только наши грехи, с которыми мы обязаны бороться.

– Кроме молитвы, чем занимается братия?

– Молитва – основное дело. Оно занимает большую часть времени. Мы встаем в половине пятого утра каждый день, и служба продолжается до 10, а иногда – до 12 часов, т.е. длится 5 или 7 часов. Вечерняя служба длится три четыре часа. Потом келейные молитвы: каждый свое правило выполняет в своей келье. В целом получается, что большая часть дня проходит в молитвах. Но мы же и спим меньше, чем обычные люди: кто 5, кто 6 часов. Для послушников и очень слабых разрешается спать до 7 часов с благословения настоятеля. Остальное время необходимо для обслуживания самих себя. Кто-то трудится на кухне, кто-то на скотном дворе, кто-то подметает двор, кто-то убирается в храме – дел очень много, ведь у нас еще не закончен ремонт и без работы никто не сидит.

– Работы восстановительные предстоят еще огромные?

– По сравнению с тем, что было два года назад, можно сказать ничтожные, хотя тоже немалые. Но с тем, что уже сделано, эти объемы несоизмеримы.

– Сейчас, конечно, в храм потянулись люди. Причем и возраст разный…

– Вы правы, теперь приходит и молодежь, и люди среднего возраста. Причем пожилых, настоящих бабушек уже немного. В основном – это люди среднего возраста от 40 до 50 лет.

– Наверное, пожилым трудно добираться до монастыря?

– Да, нелегко бывает добраться до монастыря. Тем удивительнее, что едут оттуда, где есть свои храмы. Это значит – стремятся все-таки прийти помолиться именно в монастыре, чувствуют, что здесь – особая благодать. И это естественно, потому что монастырь – такое место, где веками молились люди, и в храмах совершалась Бескровная Жертва. Это чувствуют все, у кого еще жива душа, чувствуют «намоленность» этого места, где более 600 лет, за исключением 70-летнего периода богоборчества, совершается молитва за Россию и за весь мир. Но сейчас вновь здесь живут те, кто полностью посвятил себя Богу, и, освободившись от всех мирских привязанностей, имеют возможность больше молиться, а, значит, больше приобретать благодати Божией. А люди это прекрасно чувствуют.

– Отец Ефрем, если можно, – несколько слов о себе. Как вы встали на путь служения Богу и людям?

– Начиная с ранней юности, всю свою сознательную жизнь, я искал ответ на вопрос: для чего живу на этом свете? Искал тогда, когда занимался наукой в одном из головных институтов Академии наук, искал у философов и людей творчества. Но, в конце концов, понял, что ответ на этот вопрос лежит за пределами обыденного восприятия и понимания мира и событий, происходящих в нем. Тогда я принялся изучать то, что относится к духовной деятельности человека и достаточно подробно ознакомился со всеми сколько-нибудь известными религиозными концепциями и течениями. Сравнивая их, я пришел к глубокому убеждению, что Истина содержится только в Православии. Только здесь я нашел ответы абсолютно на все волновавшие меня вопросы. Став сознательным православным христианином в наше безбожное суетное время начала 80-х годов, я вполне сознательно выбрал путь служения Богу. И только тогда, когда я встал на этот путь, в душе моей наступило спокойствие, мир, и я ощутил глубокое внутреннее удовлетворение, почувствовал осмысленность и полноту бытия. Когда же впоследствии я стал священником, а потом и монахом, ощущение радости и общения с Богом увеличилось настолько, что я без всякого преувеличения могу сказать о себе, что я самый счастливый человек на свете!

 

С игуменом Ефремом, наместником Спасо-Прилуцкого монастыря беседовала Татьяна Пушникова.



Игумен N.

Предыдущая страница  @  Перейти к содержанию  @  Следующая страница

Rambler's Top100       ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU