СВЯТОГОРСКИЙ ОПЫТ ДУХОВНОЙ БРАНИ

Доклад, прочитанный на «Рождественских чтениях» в январе 2013 года

Внутренняя война между добрыми побуждениями и греховными, своекорыстными желаниями, которая совершается в душе каждого человека на протяжении практически всей его жизни, хорошо известна любому из нас. Святые отцы называют эту войну «духовной бранью». Те, кто не знаком с евангельским учением, кто не изучал духовный опыт святых отцов Церкви (а такими были многие из наших соотечественников еще каких-нибудь 25-30 лет тому назад) думают, что это противостояние в нашем сознании греховных влечений и противостоящих им добрых помыслов – есть внутренняя борьба человека с самим собой. Она описана во многих произведениях литературных классиков всего мира. Каждый из нас хорошо помнит те эпизоды своей молодости, когда греховное влечение побеждало нашу совесть, которая тщетно пыталась удержать нас от недоброго поступка, за последствия которого мы сами потом краснели. На эту общечеловеческую трагедию ясно указывает апостол Павел, который как бы от лица всего человечества говорит: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7; 18-19). Заметим, однако, что здесь Апостол говорит о человеке, который хочет делать добро, но грех его увлекает и побеждает. А теперь представим себе: может ли победить добрый помысел или голос совести в человеке, если в нем, в этом человеке, нет не только желания добра, но, более того, он сознательно стремится ко греху? Наверное, многие из здесь присутствующих вспомнили сейчас себя в юности.

Но что же тогда получается? Если все люди испытывают подобную борьбу внутри себя, если все они борются с самими собой, то значит — во всех произошло раздвоение личности? Все стали шизофрениками? Но это — неверный и слишком поверхностный взгляд на проблему! Мы имеем глубокое и, можно сказать, богооткровенное учение по этому вопросу. Его суть раскрывает в своем послании к эфесским христианам апостол Павел, который поясняет, что «…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф., 6; 12).

Итак, апостол Павел утверждает, что всем нам хорошо известная внутренняя борьба не является симптомом шизофрении с эффектом раздвоения личности. Раскрывая тайну этой духовной брани, Апостол говорит о том, что с личностью человека, причем, внутри самого человека, в его душе, борется другая личность. И этой второй личностью (или личностями) является один или несколько падших ангелов, которых Апостол называет «мироправителями тьмы века сего, духами злобы поднебесными». При этом Апостол отмечает интересную деталь, а именно то, что после своего падения, демоны, т.е. падшие ангелы, сохраняют различие между собой в иерархических степенях, называя их: Начала, Власти, Силы и проч.

Кто-то может возразить, что, мол, есть люди, которые, совершая злой поступок, не только не испытывают внутренней брани, т.е. борьбы с голосом совести, который почему-то в них вовсе не звучит, но даже наоборот, испытывают удовольствие при совершении зла. Но подобные случаи указывают лишь на тот факт, что человек, когда-то имевший голос совести, «победил» его, заставил его замолчать, добровольно предав себя всем греховным пожеланиям, которые внушал ему его собственный демон-куратор. Такие люди, по меткому народному выражению, становятся воистину «без-совестными», поскольку от них отступает их Ангел-хранитель, а с ним уходит и совесть, которая больше ни в чем их не обличает. Демонам нет нужды бороться с добровольно подчинившимися им людьми, которые становится продолжателями их злых дел и делаются как бы «манипуляторами» злых духов в нашем материальном мире. Падшие ангелы не только не мешают таким ценным для них людям, они наоборот, тщательно оберегают своих соработников, чтобы как можно дольше и как можно больше сеяли зла в окружающем их мире эти «послушники дьявола». Однако, заметим, что по беспредельному милосердию Божию, и таким людям дается иногда шанс ко спасению, и тогда, несмотря на множество злых дел своих, они вдруг начинают ясно слышать забытый и давно затихший голос обличающей их совести.

***

Но сегодня мы поговорим о других людях, о тех, кто ведет непрестанную брань с грехом, а полем этой яростной битвы, по образному выражению Ф.М. Достоевского, становится сердце человека. Кто же они, эти люди? Безусловно, в первую очередь, это те, кто сознательно избрал для своей жизни тяжелый путь борьбы со своими грехами, греховными привычками и наклонностями, кто вышел на поле брани в рядах воинов Христа-Бога, чтобы сразиться в невидимой брани с полчищами падших духов. Конечно, вы уже догадались, что я говорю об авангарде христианства, которым всегда было и до сего дня остается православное монашество.

Как было отмечено выше, демоны не нападают на людей, которые слушают и подчиняются им. Они воюют лишь с тем человеком, который пытается противостоять их влиянию на свою душу и тело, кто ведет против них бой. Такие люди, как мы знаем, собираются обычно в своеобразные воинские формирования, называемые монастырями и скитами. Однако до сих пор существует и такая форма, можно сказать, «партизанской» войны, которую ведут духовные воины индивидуально или в составе маленького братства из 5-6 человек. Монахов-одиночек называют отшельниками или анахоретами, а живущих малым братством – келиотами. Но есть на нашей планете такой особый клочок земли, где практически все его обитатели являются солдатами «духовного гарнизона Божией Матери» и непрестанно, днем и ночью ведут смертельный бой за Вечную жизнь, поскольку поражение в этой войне означает Вечную смерть. Этот клочок суши, с трех сторон омываемый водами Эгейского моря, называется Афонским полуостровом или, кратко, — Святой Горой. Все ее жители непрестанно ведут войну, которую по справедливости следует назвать освободительной, потому что ее цель – освобождение души от власти порабощающих ее демонов. И, хотя не слышно на Святой Горе ни грома пушек, ни шипенья снарядов, ни свиста пуль — война эта не менее кровопролитна, потому что и на ней, порою, гибнут воины, а иные получают тяжкие ранения. В течение шестнадцати веков, т.е. со времени поселения на Святой Афонской Горе первых монахов, легионы злых духов пытаются уничтожить, но, по милости Божией, не могут одолеть этот форпост Православия, со всех сторон окруженный ныне враждебными силами «постхристианской» Европы. Именно эта невидимая миру духовная брань, которую ведут Святогорские монахи в монастырях, скитах и каливах Афонского полуострова, и является темой нашей сегодняшней беседы.

***

Однако прежде чем мы остановимся на конкретных случаях и эпизодах духовной борьбы, нам следует вспомнить о стратегии и тактических приемах, а также о вооружении и местах дислокации нашего общего врага, поскольку без точного знания всех этих разведывательных данных о противнике невозможно даже и надеяться на успешность ведения духовного боя, а тем более на победу в нем.

Все святые Отцы, в полном согласии между собой, говорят о том, что отверженные духи, т.е. демоны, выражаясь армейским языком, дислоцируются в околоземном пространстве, в том воздушном слое, который принято называть атмосферой. Однако современные научные данные, непреложно свидетельствующие о наличии вокруг нас разумных «не молекулярно-биологических объектов» (как их называют ученые), заставляют нас говорить об ином, своего рода «сверхтонком поле» или духовном пространстве, которое пронизывает собой все виды материи. Именно это духовное «поле» и является местом обитания тех разумных нематериальных существ, о которых сегодня идет речь. Возможно, более точным названием сферы, в которой обитают эти разумные существа не белково-нуклеиновой формации, был бы термин «ноосфера», предложенный акад. Вернадским. Этот термин образован от греческого слова «ноос» — разум. Но пока оставим эту терминологическую проблему будущим исследователям.

Общеизвестно, что для демонов, как впрочем, и для всех духовных сущностей, не является преградой ни воздух, ни толща воды, ни горные породы любой глубины залегания, ни стены крепостей и железобетонных бункеров, ни металлические экраны, ни двери, ни даже безвоздушное космическое пространство. Что же заставляет демонов ограничивать сферу своей деятельности почти исключительно околоземным пространством? Такую дислокацию можно объяснить только исходя из тех целей и задач, которые они ставят перед собой. Весь многовековой опыт христианского подвижничества, отраженный в писаниях св. Отцов, свидетельствует о том, что главной своей задачей демоны считают месть Богу, Которого обвиняют в жестокой несправедливости по отношению к ним, когда-то бывшим ангелам света. Игумен афонского монастыря Филофей, архимандрит Ефрем, ученик старца Иосифа Исихаста, рассказал, что говорил по этому поводу демон, обвиняя в своем падении Бога. Когда братство старца Иосифа перешло в Новый Скит, к ним пришел один бесноватый послушник, который тоже решил заняться Иисусовой молитвой. Однажды он спросил отца Ефрема:

«Можно, я помолюсь и о том, который у меня внутри, чтобы и его помиловал Бог?
Мгновенно бес им овладел, поднял на воздух и грохнул о земь! Аж земля задрожала. Улетела его торба, улетела скуфейка. Я опять схватил юношу, чтобы он не ударился обо что-нибудь и не убился. Голос его изменился, и бес закричал из него:
– Заткнись, паршивый! Заткнись, говорю тебе! Что это ты говоришь? Какая еще милость? Никакой милости! Не хочу милости! Нет! Что я сделал, чтобы просить милости? Бог несправедлив! За малый грех, за какую-то гордость Он меня лишил моей славы. Мы не виноваты! Это Он виноват! Пусть Он кается, а не мы! Долой эту милость!»*

Однако навредить лично своему Творцу–Богу, при всем своем страстном желании, демоны не могут и поэтому с такой яростной злобой пытаются оторвать от Бога, осквернить и духовно уничтожить любимое создание Божие – человека.

Рассмотрим теперь вопрос о том, каким образом бесплотные духи, «мироправители тьмы века сего», – как их называет Апостол, – невидимые и неосязаемые ведут свою тайную вековую борьбу с людьми, облеченными в материальную плоть.

Напомню, что демоны, будучи отпавшими от Бога ангелами, являются, тем не менее, интеллектуально более высокоразвитыми существами, чем люди, на что ясно указывают преп. Иоанн Дамаскин, а также святители Григорий Палама и Игнатий Брянчанинов. Они обладают способностями, которых лишен человек в его современном состоянии падения, в частности, такими, как:

  1. способность передавать мысли на расстоянии (так наз. «телепатия»),
  2. способность энергетическими импульсами воздействовать на сенсорно-перцептивную (т.е. чувственно-воспринимающую) сферу человека.
  3. Демоны, могут подвергать все органы и системы человеческого организма, такому разрушительному воздействию, которое оборачивается для человека тяжелейшими заболеваниями.
  4. И, наконец, демоны, будучи падшими ангелами, так же, как и Ангелы Божии (вспомним хотя бы архангела Рафаила из Ветхозаветной книги «Товит» или Ангела, с которым боролся Иаков), обладают способностью материализации и дематериализации. Четырьмя этими способностями и обусловлены четыре основных метода или четыре формы воздействия демонов на людей, подробно описанные в книге «От чего нас хотят спасти…»*.

Думаю, что и нам полезно сейчас хотя бы кратко остановиться на этих тактических приемах борьбы, с помощью которых демоны овладевают сознанием, чувствами, эмоциями и даже телом человека.

1. Суггестивно-телепатический метод

Объектом для этой формы воздействия является ментальная сфера человека (от лат. mens – разум). Демоны применяют этот метод воздействия для весьма продуктивной обработки сознания и памяти человека в нужном для них направлении. В данном варианте воздействие на сознание человека производится с помощью телепатического внушения трех видов информации: мысленной, звуковой и зрительной.

а. Мысленная информация телепатически вводится демонами в сознание человека настолько аккуратно, что подавляющее большинство обитателей нашей планеты даже не подозревают, что множество мыслей, побуждающих людей к тем или иным действиям, а также многие решения, которые они принимают, не являются их собственными. Отличить собственные мысли от чужих, внушаемых демонами, могут лишь те, кто, стоя на позициях православного мировоззрения, сознательно ведут духовную брань с невидимым врагом, опираясь на богатейший опыт наших предшественников – святых Отцов. Наиболее известное всем нам воздействие такого рода демоны оказывают на всех христиан во время молитвы. Они, незаметно для молящегося, вводят в его сознание посторонние мысли, уводящие его в сторону от молитвы.

К сожалению, даже монахи, если они неопытны в духовной брани, но при этом, по самомнению, не пользуются советами опытных старцев, а полагаются на собственную духовную проницательность, могут погибать в этой духовной войне, несмотря на то, что рассматриваемый нами вариант боя не является самым сложным и опасным. Приведу здесь пример того, как демоны, постепенно овладевая умом людей, могут вложить в них губительную мысль под, якобы, благовидным предлогом. Но люди, по причине гордыни лишенные благодатного просвещения, не только не видят опасность, но и выполняют внушение дьявола. Эта история, рассказанная старцем Паисием Святогорцем, произошла на Афоне, куда в начале ХХ века пришли двое друзей и там приняли монашеский постриг. Хотя они были еще совсем молоды, однако не хотели слушать советов старших, доверяя только своему младенческому уму. Начитавшись Святых Отцов, они то постились до изнеможения, то впадали в многоядение; то пытались жить как затворники и безмолвники, то начинали бесконечно празднословить с посетителями. Тем не менее, они имели между собой согласие и братскую любовь, слушаясь только друг друга. Однако, повредившись из-за крайнего самомнения умом, они дали друг другу клятву не разлучаться ни в этой жизни, ни в будущей. Этим и воспользовался лукавый. Однажды один монах говорит другому:
«Мне, брат, пришел помысел, что то, в чем мы поклялись друг другу – умереть в один день, – может и не случиться. Чтобы исполнить клятву, давай зашьем себя в один мешок, как зашивают мертвых, и бросимся в море».
Чем закончилось для них принятие помысла от дьявола нетрудно себе представить. Мешок с их телами был выброшен на берег далеко от Святой Горы, в районе Волоса около 1912 года*.

Здесь вставим небольшую ремарку, отметив, что все сказанное выше о телепатическом внушении мысленной информации относится, по разработанной мной терминологии, к криптогенной (т.е. скрытой) форме воздействия на сознание большинства людей. Однако ныне немало встречается людей, которые испытывают отчетливо осознаваемое ими насильственное воздействие на свое сознание в виде потока мыслей, воспринимаемых ими как чужие (так наз. идеаторный автоматизм в форме ментизма), а также в виде тяжелых навязчивых мыслей, неотступно преследующих человека (обсессия). Последние два варианта, относящиеся к прессинговой форме воздействия, часто приводят человека к тяжелейшему моральному состоянию, которое нередко заканчивается суицидом (т.е. самоубийством).

К результатам суггестивно-телепатического воздействия демонов на сознание людей следует отнести также и многочисленные мнестические расстройства, т.е. расстройства памяти. Очень часто именно их воздействием объясняются такие разные, а точнее - противоположные явления, как парциальная амнезия и конфабуляторный бред. Кстати, на тот факт, что демоны могут похищать целые блоки информации из памяти человека указал Сам Господь в притче о сеятеле, где описан пример именно парциальной амнезии. Причем, здесь идет речь не какой-то второстепенной информации, а о том знании, которое необходимо, полезно и спасительно для души – в первую очередь, о слове Божием. Именно об этой способности демонов Господь предупредил нас говоря: «Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их» (Мк. 4; 15). Под словом «сердце» здесь понимается душа человека, а в душе конкретным вместилищем посеянного слова, т.е. знания, является та непостижимая субстанция, которую мы называем памятью. Именно из этого хранилища знаний и крадут демоны ту информацию, которая крайне необходима нам в борьбе за свое спасение от их власти. Думаю, что каждый из нас может вспомнить немало случаев из своей жизни, когда он напрочь забывал полезнейшую, с духовной точки зрения, информацию именно в тот момент, когда ее можно было бы применить, чтобы избежать, например, неправильного поступка. Или, другой пример: многие жалуются, что годами не могут запомнить какой-нибудь небольшой тропарь праздника, хотя прекрасно помнят ненужные, глупые анекдоты или эстрадные песни тридцатилетней давности.

Другая мнестическая патология, за которой тоже скрывается демоническое воздействие на память человека, является прямой противоположностью только что описанного явления парциальной амнезии. Это противоположное явление, называемое конфабуляторным бредом, характеризуется тем, что демоны телепатически вводят в память человека «воспоминание» о событиях, которые, на самом деле, с ним никогда не происходили. Причем убедить человека в том, что всё то, о чем он, якобы, «помнит» на самом деле не никогда не было и быть не могло, не смогут даже 10 свидетелей.

б. Звуковая информация телепатически вводится в сознание человека, во-первых, в вербальной (т.е. в словесной) форме, а, во-вторых, в звуковой и, в частности, в музыкальной, форме. Так, например, Николай Аверин по приказу некого «голоса» убил трех монахов в Оптиной Пустыни на Пасху 1993 года. По его собственному признанию, «голос» стал им руководить после того, как Аверин начал практиковать черную магию. А магия, как известно – есть искусство контакта и взаимодействия с миром падших духов.
В такой же форме получал информацию Алан Чумак, о чем он откровенно рассказал корреспонденту «Московской Правды» в своем интервью. На вопрос был ли у него учитель, передавший ему экстрасенсорные методы лечения, он ответил: «Нет, учителя не было. Я слышу голос. Как хотите, так и понимайте. Обычно “сеансы связи”, так я их называю, идут ночью с одиннадцати вечера до четырех утра. Я сижу, а голос мне рассказывает о методике лечения, об энергии и о многом другом. Голос внутри меня. Я вижу картинки. Ясновидение, яснослышание»*.
О телепатическом получении музыкальной информации очень откровенно рассказывают обычно рок-музыканты, поскольку практически все они увлекаются сатанизмом, а некоторые, как например, Мерилин Мэнсон, являются священниками церкви Сатаны. О том, как приходит музыкальная информация, рассказал газете «Версия» в 1999 году известный автор и исполнитель рока Ник Кейв: «Я пишу, когда абсолютно трезв; когда абсолютно пьян, просто никакой, да и когда под наркотиками – я все равно пишу… Я знаю лишь, что мое участие здесь минимально: я просто механизм, который это записывает».

в. Зрительная информация телепатически вводится демонами в так наз. «зрительную кору головного мозга», минуя естественный путь получения такой информации через сетчатку глаза и зрительные нервы. Контактеры-медиумы, т.е. люди, открытые для контакта с демоническим миром, очень часто получают зрительную информацию с помощью «внутреннего экрана». На этом экране внутренним взором они могут видеть, например, текст письма или картинку, даже если те находятся в запечатанном конверте, как это неоднократно демонстрировал знаменитый медиум Ури Геллер. Иногда контактер видит перед внутренним взором «бегущую строку», которая содержит неизвестный ему текст. Именно так, по признанию самого Владимира Высоцкого, этот популярный бард и актер писал тексты своих песен, записывая слова, которые, одно за другим, появлялись «бегущей строкой» на его внутреннем экране*.

Кроме того, практически все галлюцинаторные явления объясняются телепатическим воздействием демонов на «зрительную кору головного мозга», благодаря чему человек может ясно видеть то, чего на самом деле не существует. При этом, в том случае, если зрительная информация вводится демонами в сознание одного человека, окружающие его люди не будут видеть того, что видит он. Но известны случаи массового воздействия демонов на большие группы людей, которые одновременно видели нечто несуществующее, что подтверждалось видео- и фотосъемкой, поскольку камеры фиксировали только  то, что происходило в реальном физическом мире, а вовсе не то, что видели люди в своем сознании.

Здесь уместно вспомнить хотя бы эпизод из жития преп. Макария Египетского, где описывается массовое воздействие демонов на людей. Интересно то, что даже священники, а затем и монахи – ученики аввы Макария, в галлюцинаторной форме видели вместо молодой женщины кобылу. Только после совершения преп. Макарием молебна и отгнания им беса от женщины, окружающие вдруг увидели пред собой человека, а не лошадь. Отметим здесь одну важную особенность: телепатическое внушение ложной зрительной информации, направленное на всех окружающих, не подействовало на самого Преподобного. Он, будучи защищен божественной благодатью в значительно бoльшей степени, чем другие, продолжал видеть перед собой не кобылу, а обыкновенную женщину.

2. Сенсорный (сенсорно-энергетический) метод

а. Сенсорное воздействие, направленное на сенсорно-перцептивную, т.е. на чувственно-воспринимающую сферу человека. Оно заключается в том, что демоны энергетическим воздействием на определенные отделы коры головного мозга человека (например, на тактильные, вкусовые и обонятельные анализаторы) вызывают фантомные (т.е. ложные) ощущения, абсолютно неотличимые от истинных. Именно таким образом возникают ложные, обонятельные (парагевзия), вкусовые (аллотриосмия) или осязательные (тактильные) галлюцинации.

Искажая своим воздействием перцептивные возможности (т.е. восприятие) человека, демоны могут добиться, например, искажения восприятия им формы собственного тела (аутометаморфопсия). В указанном случае, например, толстый и уродливый человек будет ощущать себя стройным и красивым, и наоборот, красивая и стройная девушка будет казаться себе толстой и уродливой.

Благодаря искажению перцепции, демоны могут также заставить человека реально ощутить, например, как у него под кожей ползают, прогрызая себе ходы, несуществующие черви. В иных случаях демоны вызывают невыносимое ощущение жуткого холода даже у здорового человека в теплом помещении или, наоборот, невыносимо болезненное ощущение огненного пламени, которое, как бы изнутри, сжигает внутренние органы человека (так наз. сенестопатия).

Точно таким же образом, воздействуя на гипоталамус, ретикулярную формацию ствола и кору головного мозга, отвечающие за репродуктивную сферу человека, демоны могут вызывать устойчивое сексуальное возбуждение, не зависящее ни от каких внешних факторов. Подобным сенсорно-энергетическим воздействием демоны могут вызывать сильнейшее плотское разжение у подвижников и постников, живущих в абсолютном уединении, причем даже у тех, кто никогда не имел сексуального опыта, т.е. у девственников. Это хорошо известно из житий многих святых и, в частности, из жизнеописания такого известного и глубоко почитаемого во всем православном мире афонского старца ХХ века Иосифа Исихаста. Его ученик, Иосиф Ватопедский, подчеркивал, что вся сложность борьбы с плотской похотью происходит исключительно из-за воздействия на половую сферу человека со стороны демонов. «Когда причины, вызывающие похоть, находятся в естественных пределах, тогда благоразумие (другое значение этого слова в переводе с греческого – целомудрие. Иг. Е.) с легкостью одерживает победу и нравственный закон торжествует. Но когда чрезъестественно вмешивается сатанинское воздействие и тирания, тогда дело принимает другой оборот и начинается жестокая и неравная борьба»*. Сам старец Иосиф Исихаст, испытав на себе всю силу этого воздействия, не только видел блудного беса телесными очами, но и осязал материализовавшегося демона, когда пытался схватить его и ударить. Вот что Старец писал об этой войне: «Я плакал. Постился чрезвычайно строго, как можно больше пребывал во бдении, но состояние не менялось. Ненадолго затихали приступы плотской брани, но потом начинались с новой силой. Я так избивал палкой свое тело, что от пояса и ниже оно все превратилось в сплошной синяк, однако брань оставалась сугубой. Единственным моим утешением были слезы и молитва, но я видел, что страсть жива и не отступает ни на шаг»…

«Один раз, подавленный, я пришел в свою каливу, закрыл дверцу и сел на скамейку, чтобы сосредоточиться на молитве, и потихоньку начал успокаиваться. Внезапно я услышал, как будто бы открывается дверь, но не пошевелился, потому что подумал, что это, может быть, отец Арсений. Но вдруг я почувствовал, как кто-то разжигает мои нижние члены. Что же я увидел, открыв глаза? Нечистого блудного духа! Он был таким, каким его описывают Святые Отцы: плешивая зловонная голова с маленькими прямыми рожками, бледное лицо. Круглые, полные лукавства красные глаза и смрадное тело с кабаньими волосами! Я тут же кинулся на него со всей своей силой, но, разумеется, удержать его было невозможно. Он стал невидим, и только осязание мое запомнило шершавость его кожи, а на моих руках и на этом месте осталось зловоние, похожее на смесь серы и болотного ила»*.

Но если монахи, упражняющиеся в духовной брани, которые сознательно используют необходимые орудия, чтобы «угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф., 6; 16), с великим трудом, но все-таки побеждают демонов в этой тяжелейшей для них войне, то люди, не защищенные верой, молитвой и Святыми Таинствами Церкви, в результате подобного воздействия демонов становятся эротоманами, сексуальными маньяками или входят в состав так называемых «сексуальных меньшинств». Последний фактор является показателем одной из высших степеней одержимости человека злым духом.

б. Сенсорное воздействие, направленное на «двигательную кору головного мозга».  Люди, которые в очень значительной степени лишены божественной защиты благодатью Святого Духа, благодаря сенсорно-энергетическому воздействию демонов на «двигательную кору головного мозга» становятся своего рода инструментами, а иногда репродукторами, как бы «мегафонами», из которых демоны изрыгают всевозможную хулу на Бога или вещают ложное религиозное учение. Указанное явление «насильственного говорения», как и другие формы «двигательных автоматизмов» были хорошо известны еще с глубокой древности, о чем свидетельствует, например, молитва святителя Василия Великого, которую мы читаем в Последовании ко святому Причащению. Обращаясь ко Господу, вместе со Святителем Василием мы просим, чтобы Причастие Святых Христовых Таин было нам «во отгнание всякого мечтания и лукаваго деяния, и действа диавольского, мысленне во удесех моих действуемаго»*. Здесь речь идет именно о мысленном действии демонов «во удесех» (слав. уды – члены тела), иными словами, говорится об управлении членами нашего тела с помощью внушения. Этот феномен хорошо известен психиатрам во всем мире, однако никто из них до сих пор не знает этиологию, т.е. причину возникновения подобной патологии, которая еще в ХIX веке была подробно описана русским психиатром Христофором Кандинским.

Результаты сенсорно-энергетического воздействия демонов на «двигательную кору головного мозга» наблюдал позднее и французский врач-психиатр Г. Клерамбo, который в 1936 году описал это, до сих пор необъяснимое наукой, патологическое явление. Таким образом, в научной литературе появился широко известный ныне термин: «синдром двигательного автоматизма Кандинского-Клерамбо», в составе которого различают:

  • а) Общий двигательный автоматизм (включая автоматизмы в состоянии помраченного сознания, при сомнамбулизме, при развернутых эпилептических припадках, а также амбулаторный автоматизм).
  • б) речевой автоматизм,
  • в) письменный автоматизм.

К первой категории двигательного автоматизма, причем в наиболее легкой форме, принадлежат такие распространенные явления как, например, «привычка» грызть ногти «до мяса». Или такое, знакомое многим и как бы безобидное явление: человек, взяв в руки молитвослов, встает у икон и начинает молиться, но через некоторое время обнаруживает себя сидящим в кресле и листающим журнал или книгу. Он сам удивляется тому, что даже не заметил, как от молитвы перешел к чтению посторонней литературы. Эти и подобные им явления могут происходить в состоянии бодрствующего сознания, но при потере самоконтроля. В аналогичных случаях, по причине низкого потенциала Божественной благодати у человека (т.е. нетварной Божественной энергии) демоны, воздействуя на двигательную кору головного мозга, способны иннервировать необходимые эффекторы и тогда человек выполняет, как говорится, «автоматически» какие-то ненужные действия. Как тут не вспомнить слова преп. Серафима Саровского, призывающего нас к стяжанию, то есть к постепенному накоплению нетварной Божественной энергии, называемой в просторечии «Благодатью Святого Духа». Вспомним также, что выполнение именно этой задачи и было главным и целожизненным делом всех православных подвижников на протяжении последних 2000 лет.

Более агрессивные, т.е. прессинговые формы демонического воздействия, проявляющие себя в виде двигательного автоматизма, характеризуются выключением сознания человека от нескольких минут или часов (при помраченном состоянии сознания, при сомнамбулизме или эпилептических припадках) до нескольких суток (при амбулаторном автоматизме). В указанных случаях, отключая сознание человека, демоны пользуются его телом совершенно свободно, точно так же, как кукловод пользуется марионеткой. Так, например, в состоянии амбулаторного автоматизма, при полностью отключенном сознании, человек может выполнять какие-либо внешне разумные, но ненужные или даже вредные для него действия. Известны случаи, когда в указанном состоянии человек покупал билет и уезжал далеко от своего места жительства, а придя в себя, не понимал, как он оказался так далеко от дома. В этом состоянии люди могут говорить чужим, несвойственным им голосом, рассказывать абсолютно неизвестные им факты, проявлять осведомленность в науках, к которым никогда не имели никакого отношения. Иногда они, не имея образования, говорят на неизвестных им иностранных языках, а в некоторых случаях – на древних, «мертвых» языках, известных лишь узкому кругу специалистов («синдром альтернирующей личности»). Все эти люди проявляют, таким образом, свойства совсем другой, «альтернативной» личности, а точнее – вселившегося в них демона, который, отключая их сознание, по своему усмотрению пользуется телами этих людей. В судебно-медицинской литературе описано немало случаев, когда люди, находясь в состоянии амбулаторного автоматизма, совершали различные преступления или даже убийства. Естественно, все эти люди абсолютно ничего не помнят из того, что происходило в то время, когда их телом управлял демон, предварительно отключивший их сознание.

Вторая категория двигательного автоматизма, – речевой автоматизм, была также впервые описана известным русским психиатром Христофором Кандинским во второй половине XIX века. В этом варианте сенсорно-энергетического воздействия на «речевой отдел коры головного мозга» демоны иннервируют весь речевой аппарат человека: губы, язык и гортань при полной сохранности сознания самого человека. В этот момент, абсолютно против своего желания, человек произносит именно то, что он ни при каких обстоятельствах не хотел бы говорить. Например, он может клеветать на самого себя или открыть тайну, которую тщательно скрывал, а в некоторых случаях может рассказывать вещи, о которых сам до этого момента ничего не знал или изрыгать хулу на Бога. Очень часто, при упомянутом воздействии демоны меняют у человека голос, например, из уст взрослого человека слышится шепелявый детский голосок, а из уст младенца – мужской бас; из женщины слышен мужской голос, а из мужчины – женский. Так, например, один юноша, долгое время подвизавшийся в братстве афонского старца Иосифа Исихаста, страдал от демона, который, воздействуя на его речевой аппарат, вещал из него омерзительным голосом развратной женщины, причем произносил такие Богохульные и пошлые вещи, о которых «срамно есть и глаголати» (Еф. 5; 12)*

Люди, которые подвергаются подобному демоническому воздействию, как правило, сами бывают в шоке от того, что с ними происходит. Они с ужасом слышат – что говорит их собственный язык, но абсолютно ничего не могут с ним сделать. Язык и губы движутся самостоятельно и независимо от их хозяина. Частным вариантом такого воздействия демонов являются случаи, когда месячный младенец, не имеющий ни единого зуба во рту, при совершении Таинства Крещения кричит страшным басом на всю церковь: «Не окунай меня в эту вонючую воду! Меня жжет!»

В качестве еще одного примера воздействия демонов на речевой аппарат человека приведу здесь рассказ известного афонского старца Паисия (Эзнепидиса) об одном святогорском монахе из монастыря Святого Павла. Во время службы монах стоял в алтаре и, внимательно слушая молитвы и песнопения Божественной литургии, одновременно молился Иисусовой молитвой, перебирая четки. В это время в церковь привели бесноватого. Вдруг одержимый, который не мог видеть находившегося в алтаре монаха, жутким голосом закричал:

– «Эй, ты, монах, не тяни эту веревку – она жжет меня!
Это услышал служивший священник и говорит монаху:
– Брат, изо всех сил молись по четкам, чтобы создание Божие освободилось от беса.
Тогда бес, рассвирепев, закричал из человека:
– Эй, ты, старый поп, что ты говоришь ему, чтобы он тянул веревку?! Она меня жжет!
Монах с еще большим усердием начал читать молитву, перебирая четки, и человек, которого мучил бес, наконец, освободился от него»*.

Третья категория двигательного автоматизма, – письменный автоматизм, также как и предыдущая, чаще всего проявляется при полной сохранности сознания субъекта. Многие из тех, кто открыт для демонического влияния: медиумы, колдуны, экстрасенсы, подвергаясь сенсорно-энергетическому воздействию демонов, написали целые тома сочинений, к которым они не имеют никакого отношения. Эти люди сами признавались, что были всего лишь читателями текста, который выводила на бумаге их рука, держащая перо или карандаш. Так, например, бoльшая часть сочинений Ницше была написана им в Базельской психиатрической больнице именно таким способом, т.е. с помощью автописьма, а иногда под диктовку «голоса». Подобным же образом были написаны многие произведения Е.П. Блаватской, основательницы оккультного теософского общества, которое с полным правом можно назвать сатанинским, а также бесовские откровения, записанные оккультисткой Е.И. Рерих в ее книгах.

3. Метод прямого физического воздействия.

Этим методом демоны чаще всего пользуются в тех случаях, когда видят безрезультативность других способов воздействия на подвижника, ведущего с ними сознательную духовную брань. Применение этого метода обусловлено способностью демонов к материализации в различной степени. Ценный материал для понимания указанной способности демонов дали научные исследования, проведенные учеными разных стран в отношении различных уфологических объектов, аномальных зон и паранормальных явлений.

С помощью инструментальных и приборных исследований ученые установили, что наш видимый физический мир пронизывается иным, сверхтонким миром (фемтомиром – по терминологии акад. В. Вейника), который богословы часто называют пневматосферой, т.е. духовным миром, а академик Вернадский предложил называть ноосферой. Еще в 1990 году российский ученый Вл. Георг. Ажажа писал о том, что многие крупные зарубежные и советские ученые обнаружили в окружающем нас сверхтонком мире наличие разумных существ совершенно иной, не молекулярно-биологической формации. «Их существование, – пишет В.Г. Ажажа, – получило подтверждение при фотографировании в невидимой части электромагнитного спектра колебаний… Таких снимков за последние 3-4 года сделано десятки тысяч. Открыт целый мир, колоссальный призрачный, невидимый мир – это некие сферы, или человекоподобные фигуры… Такой “призрак” наполняется плотной консистенцией и обретает стать, твердость “каменного гостя”. При входе в зрительный спектр мы воспринимаем его как человекоподобное существо. Он может быть от 20 см до 15 метров ростом (есть и такие наблюдения). Он может быть с двумя глазами, с тремя, как в воронежском случае, или с одним»*.

Аналогичные исследования проводил и другой советский ученый, В.И. Забелышенский, который в 1991 году писал: «Очень удобны электронно-оптические преобразователи ИК-излучения и термовизоры типа АGА (Швеция), не требующие специальных фотоматериалов и дополнительного времени для получения изображения объекта… Так исследовательская группа известного итальянского исследователя Лючиано Бакконе смогла сделать снимки и обнаружить наличие в атмосфере и на поверхности земли невидимых объектов и форм квазичеловеческого типа (т.е. человекоподобных – авт.) с лучистыми и магнитными свойствами»**. Далее ученый пишет: «Опыт инструментальных исследований, проведенных по этой методике (т.е. кино-фотосъмка в инфра-красном спектре – иг. Е.) позволяет выявить существование форм жизни в плазменном состоянии за пределами нашей физической природы. Эти формы жизни способны переходить от одной степени плотности к другой, от невидимой области спектра до полной физической плотности, которая может наблюдаться визуально, без приборов»**.

Подводя итог научным исследованиям данного феномена, можно сделать вывод, что демоны, уплотняясь, в первой, промежуточной стадии материализации обладают свойствами плазмоида, а потому фиксируются не только электромагнитными датчиками, но и магнитометрами, счетчиками альфа- и бета-частиц, датчиками гамма-излучения и другими приборами. На этой стадии материализации демоны, еще не видимые человеческим глазом, вызывают, как отмечают исследователи, чувство страха и паники у животных. Самыми лучшими индикаторами присутствия демонов на каком-либо объекте ученые считают кошек и собак.

На второй стадии материализации демоны становятся более плотными и уже могут быть увидены человеческим глазом, но всё же имеют еще полупрозрачную «консистенцию», а потому называются в просторечии «призраками» или «привидениями». Очень часто именно в таком виде описывают появление демона участники спиритических сеансов, которые принимают его либо за душу давно умершего человека, либо за двойника того медиума, который присутствует на сеансе в данный момент.

В некоторых случаях ученые имели возможность с помощью термовизора видеть постепенную материализацию демона, начиная с первой, плазмоидной, стадии. При дальнейшем «сгущении» консистенции объекта они откладывали термовизор и продолжали уже без прибора наблюдать переход во вторую и, наконец, в третью, самую плотную стадию материализации.

На третьей стадии материализации демоны предстают пред взором человека в синтезированном теле, чаще всего, квазичеловеческого типа, хотя могут принимать любые формы, т.е. обладают способностью полиморфизма. Когда известный в начале ХХ века спирит В.П. Быков, обладавший огромным опытом общения с духами и проводивший множество экспериментов, доказавших реальность их бытия, пришел к выводу, что эти духи вовсе не души умерших людей, а враги человечества – демоны, он написал замечательную книгу, открывшую всю глубину заблуждения спиритов. В ней он описывает эксперименты, при которых духи на глазах людей, присутствующих на спиритическом сеансе, из белёсого, меняющего очертания облачка уплотнялись до вполне осязаемой человеческой фигуры, которая по просьбе экспериментатора могла совершать различные действия, например, подойти и пожать ему руку. Синтезированные демонами тела, совершенно неотличимые от настоящих, могли даже оставлять гипсовые слепки лица и рук в заранее приготовленных для этого сосудах с жидким гипсом**.

Наш современник, старец Паисий Святогорец так описывает главного из падших ангелов, которого видел своими собственными глазами: «Когда я жил в келье отца Тихона, мне стало жалко дьявола. “Ведь он был Ангелом, – подумалось мне, – как же низко пало творение Божие!” На мои глаза навернулись слезы, я стал на колени и молился за него. Припал к земле, а потом повернул голову и увидел его рядом, воочию – с издевкой показывающего мне кукиш. Звериная голова, с эдакими ноздрями, острыми клыками. Пламя изрыгается изо рта и из глаз. И этот оскорбительный жест. Я молился за него, а он надо мной издевался. Бог попустил это, чтобы я увидел всю его злобу и понял, что он не кается»**.
Обладая полиморфизмом, т.е. способностью создавать самые разные по форме синтезированные оболочки, демоны, являясь людям во все века жизни человечества на земле, принимали не только человекоподобные или звероподобные образы, но и самые причудливые, не существующие в реальной жизни формы. Их видели то в виде громадного одноглазого циклопа (джина), то в виде кентавра с телом лошади, то в образе летающего дракона (вспомним сказочного Змея Горыныча). Принимали демоны и образы таких повсюду известных персонажей, как русалки, лешие и водяные. В других случаях они являлись в виде летающих эльфов с прозрачными крылышками или маленьких гномов и троллей. В наш техногенный век, приспосабливаясь к образу мышления современного человека, демоны чаще всего являются в виде инопланетян, гуманоидов или техногенных объектов, называемых НЛО.

Для того чтобы подготовить современное человечество к мысли о необходимости объединения всех стран в Единое мировое государство с Единым мировым правительством во главе, а в духовном плане объединить людей в единой синкретической религии, Сатана в настоящее время нередко принимает даже облик Самого Бога, Иисуса Христа. Старец Паисий Святогорец рассказывал об одном из посетителей его афонской кельи Панагуда, который сначала увлекался индуизмом, потом спиритизмом, а затем, чтобы «познать Христа» вступил в харизматическую секту. Этот человек говорил старцу, что в секте, во время медитаций, к ним является Сам Христос, который проводит мысль о Едином мировом государстве и Единой мировой религии, чему учат, кстати, и многие другие секты. Старец ответил, что это дьявол дурачит их, чтобы поставить над миром своего «мессию»*.

Достаточно часто, – и это хорошо знают священники, – встречаются случаи, когда демоны материализуются в виде женщины (так наз. суккуб) или мужчины (так наз. инкуб), например, в образе покойного мужа, и вступают в сексуальные отношения с реальным живым человеком. Кроме того, в многочисленных житиях святых описаны случаи, когда демоны, облеченные в синтезированные квазичеловеческие тела, избивали монахов до полусмерти, как, например, рассказывается об этом в житии Антония Великого или святогорского старца Евлогия, ученика другого афонского старца, Хаджи-Георгия. Паисий Святогорец рассказывал, как отец Евлогий, которому тогда перевалило уже за сто лет, проводив своих послушников на сбор маслин, запер за ними дверь, сел на скамеечку и начал творить Иисусову молитву. Вдруг он услышал сильный шум, а когда открыл глаза, увидел демонов, которые бросились на него, повалили на пол и начали избивать. От побоев старец не мог подняться, и когда вернулись его послушники, им пришлось влезать в келью через окно, т.к. лежащий на полу старец не мог открыть им дверь*.

Именно по той причине, что демоны в состоянии принимать облик хорошо знакомого человека, совершенно неотличимый от реального, и тем самым обманывать окружающих (см. Киево-Печерский патерик, житие препп. Феодора и Василия), в монастырях возникло правило открывать дверь кельи только после того, как посетитель произнесет краткую молитву с упоминанием имени Господа Иисуса Христа. Она хорошо известна всем православным и звучит так: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Многих эта молитва спасла от прямого контакта с материализовавшимся демоном. В заключение этой части нашей беседы хочу успокоить слушателей. Прямой физический контакт с демонами Бог попускает достаточно редко, а, кроме того, демоны ограничены во времени своего пребывания в синтезированном теле, как правило, несколькими часами.

4. Метод «биофизического» воздействия на организм человека

Есть и еще один, скорее всего, комплексный метод воздействия демонов на организм человека, который нарушает работу либо всего организма в целом, либо отдельных его частей на уровне биохимии и биофизики клетки, а возможно, и на уровне вмешательства в генные структуры. Механизм этого воздействия пока не изучен, но существует немало фактов, свидетельствующих об указанном воздействии демонов на человека. Наиболее хорошо известный с глубокой древности факт такого воздействия падших ангелов на организм человека описан в Книге Иова. Сатана поразил Праведного Иова страшной и до сего дня практически неизлечимой болезнью — «проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его» (Иов, 2; 7). Еще одно свидетельство о способности демонов вызывать органические нарушения и болезни у людей мы находим в Евангелии. Так евангелист Лука рассказывает об исцеленной Господом Иисусом женщине, которая в течение 18-ти лет была скорчена и не могла выпрямиться. Диагноз был поставлен самым лучшим «Врачом душ и телес наших» — Христом Спасителем, Который сказал: «сию же дочь Аврамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний» (Лк., 13; 10-16). Попущением Божиим страдал от тяжкой телесной болезни и первоверховный апостол Павел, причем, как он сам свидетельствовал, это «жало в плоть», - так он называл свою болезнь, - была вызвана воздействием на его организм «ангела сатаны» (2Кор., 12; 7).

Кроме того, с древности и до сего дня известно немало случаев, когда демоны, выполняя приказ колдуна (мага, экстрасенса), причиняли болезни тем людям, которые не были защищены благодатью Святого Духа от подобного воздействия*. «Сегодня, -  говорит Паисий Святогорец, - многие, желая сделать кому-то зло, прибегают к помощи колдунов, которые используют восковых кукол… Они делают из воска куклу, похожую на человека. Когда к ним приходят и просят, чтобы, например, их враг ослеп, то они втыкают иголки в глаза куклы и при этом произносят имя человека, которого хотят ослепить. Они совершают и другие бесовские действия. И если человек, на которого таким образом наводят порчу, живет греховной жизнью и не исповедуется, то бесовское воздействие поражает его глаза. От боли они словно выходят из орбит! Человек обследуется у врачей, но врачи ничего не находят»**.

К этому остается добавить лишь следующее: многолетние наблюдения приводят меня к выводу о том, что многие из тех болезней, которые не поддаются диагностике, несмотря на разнообразие методов современной медицины и новейшие диагностические приборы, имеют своей причиной демоническое воздействие. Как правило, оно является результатом магических манипуляций колдуна, который с помощью служащих ему демонов может вызвать ту или иную болезнь (как говорят в народе – навести порчу). Однако мы должны всегда помнить о том, что такое воздействие возможно лишь в том случае, если человек не защищен Божественной благодатью, которая отступила от него по причине его собственных грехов. Несколько более редкими являются случаи, когда младенцы попадают под воздействие демонов по причине смертных грехов своих родителей. Во всех этих случаях об исцелении можно говорить лишь после того, как будет найдена причина болезни, т.е. грех собственный или грех родительский. Естественно, в последнем должны каяться сами родители, а не младенец. Помощь Божия возможна только после сознательного раскаяния и исповедания духовнику указанных грехов. А духовник, в свою очередь, должен помочь больному восстановить, т.е. стяжать, – по слову преп. Серафима Саровского, – благодать Святого Духа через назначенные им (духовником) добрые дела, а также покаянное молитвенное правило, которые называются епитимией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы рассмотрели основные тактические методы, которые применяют «духи злобы поднебесные» для борьбы с любым человеком и, в первую очередь, с теми, кто активно и сознательно борется за освобождение своего ума, чувств и воли от порабощающего их воздействия со стороны падших духов. А теперь рассмотрим, какие методы борьбы с греховными привычками и страстям, возбуждаемыми в нас врагами нашего спасения, демонами, предлагают нам святогорские отцы?
Опираясь на многовековой опыт духовной брани, они учат всех нас и, в первую очередь, конечно, монахов:

1. ненадеянию на себя, на свой ум и свой опыт, поскольку враги наши, демоны, умнее и опытнее нас. Отсюда следует необходимость открывать помыслы и намерения опытному духовнику и никогда ничего не делать без его совета и благословения. Ведь очень часто под видом доброго помысла при самых благих намерениях демоны внушают нам решения, которые приводят к плачевным или даже катастрофическим результатам. Наиболее ёмко и кратко это явление обрисовал покойный российский Премьер - Черномырдин, обессмертив себя одной только фразой: «Хотели, как лучше, а получилось как всегда…»

2. Не принимать, а, следовательно, отвергать любые сверхъестественные явления, какими бы благодатными они не представлялись: например, появление дивного благоухания или света от иконы во время молитвы, видения светоносных ангелов и даже Самого Христа, а также Божией Матери и различных святых. Опыт святогорцев показывает, что все эти явления и видения демоны могут успешно копировать, чтобы прельстить подвижника высоким мнением о себе, мол, «вот ведь угодил я, значит, Богу, раз удостоился такого явления благодати». На самом же деле, как говорилось выше, все эти псевдоблагодатные явления, практически неотличимые от истинных, демоны имитируют с помощью суггестивно-телепатического или сенсорного воздействия. Так, например, старец Никодим из скита Кавсокаливия, наставляя своего ученика, говорил ему: «Хотя бы явился и Христос, не верь и скажи: “Я не хочу видеть Христа в этой жизни, а только в жизни будущей”».Однажды, когда этот старец, отрезанный снегами от скита, голодал в своей келье, ему в блистании света явились демоны в образе Святой Троицы, предлагая поклониться ей и вкусить обильной трапезы, которая источала аппетитнейшие запахи. Однако старец, следуя советам святых Отцов, не доверился видению. Он усердно молился, чтобы Господь прогнал демона. И вскоре “Троица” исчезла, а с нею исчезли и столы с яствами, и все аппетитные запахи*.

К сожалению, многие христиане и даже некоторые священнослужители, до сих пор придерживаются ложного мнения, будто демоны не могут принимать образ Божией Матери. Но подумаем: уж если они принимают образ Самого Бога и Творца, то тем более могут принимать образы Его творений, в том числе образ Девы Марии, а также Ангелов, и святых. И этот опыт тоже непреложно засвидетельствован святогорскими подвижниками (см. в книге «Афонский патерик», изд. 7, Спб., 1897:
1. «Житие сщмч. Агафангела Эсфигменского» ч. 1, с. 376-378;
2. там же, ч. 2, «Житие преп. Афанасия Афонского», с. 25-27,
3. там же, «Житие преп. Максима Кавсокаливита» с. 37-38;
4. «Посмертные вещания преп. Нила Мироточивого Афонского», Изд. Благовещенской кельи старца Парфения на Афоне, 1912, ч. 3, с. 136-139;
5. Архимандрит Херувим (Карамбелас) «Современные Старцы горы Афон», М., 1998, с. 468-473, 549-554;
6. «Настольная книга священнослужителя» М., 1983, т. 4, стр. 270).
Чем для человека может обернуться доверие ложному видению или явлению, каждый может догадаться сам.

3.   Важнейшим средством борьбы с гордыней и усердно раздуваемым демонами огнем тщеславия и самомнения, святогорцы считают метод отсечения своей воли через послушание. Поскольку гордыня (с ее производными) является наиболее губительным для души свойством человеческой природы, возникшим в результате первого падения в этот грех наших прародителей, она требует к себе особого внимания и особых методов борьбы. Главнейшим из этих методов является именно послушание. Этот метод в наибольшей мере подходит, конечно, для монахов, поскольку предполагает постоянное пребывание послушника рядом со своим старцем, который наблюдая его, как искусный врач, подбирает наиболее подходящие средства и лекарства для исцеления души своего ученика. А исцеление нам крайне необходимо, потому что из поколения в поколение передается по наследству от наших прародителей всем их потомкам тяжкая болезнь, которую Святые Отцы называют удобопреклонностью воли ко злу. Но корнем и причиной этой пандемии, этой всеобщей немощи человечества является именно гордыня во всех ее проявлениях, таких, например, как эгоизм, тщеславие, самоволие, самолюбие, нетерпение, выказывание (самовосхваление), высокомерие, саможаление, презрение к ближним, обдчивость, зависть, злопамятность, брезгливость и проч., и проч.

Святогорский старец о. Ефрем (Мораитис), ученик великого Афонского Старца Иосифа Исихаста, писал: «Как испорчена воля человека, ибо скрывает в себе эгоизм, гордость, себялюбие и многое другое! Поэтому послушник, освободившийся от своей воли, освобождается и от страстей. Христос был послушлив до крестной смерти, то есть до полного умерщвления Своей воли. Если бы Христос, как Человек, не сотворил бы послушания, не отсек бы Свою волю, то человек бы не спасся! Точно так, как не спасается и тот человек, который держится за свою волю и делает то, что хочет сам»**.

Однако, как это ни печально, не только атеисты, но даже и те люди, которые считают себя верующими христианами, очень часто совсем не понимают величайшую пользу для монахов метода отсечения своей воли через послушание старцу-духовнику. Они легкомысленно полагают, что старец ставит перед собой задачу сделать из своего послушника зомбированного раба, некое бездумное и безгласное животное. Поистине, эта идея не нова! Она, как говорится, давно витает в воздухе. Действительно, все, когда-либо жившие на земле, но не знавшие Истинного Бога, властители царств и империй мечтали и до сих пор мечтают о том, чтобы народы, которыми они управляют, превратились бы в послушных, не думающих и не рассуждающих человекоподобных животных-рабов, которыми было бы легко управлять. Сегодня эта идея, как никогда, близка к воплощению. Полностью управляемого «зомби» современные биофизики пытаются ныне реализовать в виде человека-«киборга», управляемого с помощью вживленного в мозг микропроцессора. Но эта сатанинская идея современных глобалистов категорически неприемлема для христиан, которым Господь, устами Своего Апостола завещал: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства»! (Гал., 5; 1).

В отличие от идеологов глобализма, старец-духовник лишь на время забирает у послушника его испачканную грехом волю, чтобы, как грязную одежду, хорошенько «прокрутить» ее в стиральной машинке послушания. Словно опытный музыкант, он настраивает скрипку, - душу своего ученика, и гармонизирует ее с волей Отца Небесного, с волей Великого Художника, Композитора и Дирижера вселенной! И только тогда, когда инструмент будет хорошо настроен, та особая партия, которую должна исполнить именно эта скрипка, сливаясь со звуками всего Божественного оркестра, хора и солистов, зазвучит дивной музыкой, возносящей души исполнителей и слушателей к Источнику счастья, мира и любви – к Богу. После такой «настройки» гармонизированная с Богом душа может действовать уже самостоятельно, свободно плавая в широком русле божественной Правды и не уклоняясь более ко злу. Однако не следует забывать, что человек – существо изменчивое, а потому, время от времени, он должен проверять себя с помощью хорошего камертона: не фальшивит ли он? Это значит, что даже при большой личной свободе и самостоятельности духовный человек должен все-таки контролировать себя с помощью других преуспевших в духовном делании Отцов, то есть советоваться с ними.

Те, кто высказывает опасения по поводу метода отсечения своей воли в послушании старцу, необоснованно полагают, что опасность содержится в самом методе. Вывод наивный и незрелый! Опасность действительно существует, но она заключена не в методе, а в неразумии самого послушника, который, начитавшись хороших подвижнических книг, неосторожно, поспешно и без глубокого анализа ситуации отдает себя в послушание духовно больному руководителю, который сам еще не очистил (а часто и не собирается очищать) свою душу от страстей. Такое неразумное доверие неопытному врачу, когда вместо квалифицированного хирурга больной доверяет себя «коновалу»*, неизбежно и всегда заканчивается, если не летальным исходом, то серьезной духовной катастрофой.

Святогорские отцы ХХ-го века возродили на Афоне древнейшую практику непрестанной Иисусовой молитвы, которая является сильнейшим орудием, в своем роде - тяжелой артиллерией христиан в духовной войне, которую непрерывно ведут с каждым из нас духи тьмы. И в этом возрождении ведущая роль, без сомнения, принадлежит Старцу Иосифу Исихасту и его ученикам. Послушник Старца, ставший впоследствии игуменом Афонского монастыря Филофей, архимандрит Ефрем (Мораитис), писал: «Непримиримым врагом сатаны является умная молитва! (старец здесь имеет в виду Иисусову молитву – иг. Е.) Следовательно, не так легко, чтобы диавол позволил ей жечь и обжигать себя, чтобы он позволил ей водворять Христа в нашем сердце, а его изгонять из окрестностей сердца вон»**. Согласно учению святых Отцов, до Крещения человека демоны пребывают в его сердце, но после Крещения, изгнанные благодатью Божией, «приседят», т.е. находятся поблизости от него, продолжая «трудиться над главной своей задачей: погублением душ человеческих. Непрестанная молитва, которая непрестанно привлекает к человеку благодать Святого Духа, словно духовный магнит (по выражению свт. Филарета Дроздова), вновь облекает человека в «первую одежду», которой мы лишились за грех. Именно эта «одежда» - благодать Святого Духа, и является тем самым защитным «экраном», который препятствует «духам злобы поднебесным» управлять мыслями, эмоциями и телом человека. Для нас, российских христиан, более чем на 70 лет оторванных от своих православных корней, лишенных непрерывной цепочки в передаче духовного и монашеского опыта, Святогорский опыт необходим, как никогда прежде. Дерзну даже высказать такую мысль. Мне представляется, что об истинном, духовном возрождении российского монашества можно говорить лишь в том случае, если мы возродим на русской земле прерванные традиции исихазма, насажденные когда-то афонским монахом Паисием Величковским, Серафимом Саровским, Оптинскими старцами и двумя русскими святителями: Игнатием (Брянчаниновым) и Феофаном Затворником. И в этом нам должны помочь переведенные на русский язык прекрасные труды великого делателя Иисусовой молитвы – Святогорского старца Иосифа Исихаста и его учеников – старцев Иосифа Ватопедского и Ефрема Филофейского.

***

Примеры, взятые нами из духовной жизни и практики святогорских монахов, лишь иллюстрируют методы и орудия, применяемые «духами злобы» во все века и в любой стране света. Одновременно, они показывают нам и способы защиты от этих нападений врага. Выбраны же нами эти примеры потому, что именно там, на Святой Афонской Горе, духовная борьба до сего дня идет наиболее напряженно, поскольку практически все, кто обитает на Афонском полуострове пришли на Св. Гору именно для того, чтобы сознательно участвовать в этой духовной войне за освобождения своей души от рабства страстей, которыми, словно цепями, сковывает нас Сатана, пытаясь превратить в своих рабов. Но мы с вами призваны к свободе, а потому должны всегда помнить слова Апостола Павла: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства»! (Гал., 5; 1).

Игумен Ефрем (Виноградов-Лакербая)


* Cтарец Ефрем Филофейский «Моя жизнь со Старцем Иосифом». Москва, Ахтырка, 2012, с. 185-86

* «ОТ ЧЕГО НАС ХОТЯТ “СПАСТИ” НЛО экстрасенсы, оккультисты, маги» М. 2001

* Из книги: Старец Паисий. “Отцы-святогорцы и святогорские истории”. ТСЛ, 2001, с. 109-110

* “Московская Правда” от 13 августа 1989

* В. Перевозчиков. «Правда смертного часа». М., 2000, С. 122

* “Афонский Исихаст”. Алматы, 1999, с. 35

* там же, с. 48-49

* 6-я молитва по Иерейскому молитвослову или 5-я — в молитвослове для мирян

* Cтарец Ефрем Филофейский. «Моя жизнь со Старцем Иосифом». Москва, Ахтырка, 2012, с. 184

* Старец Паисий. “Отцы-святогорцы и святогорские истории”. ТСЛ, 2001, с. 137

* Газета “Вечерняя Москва” от 24 марта 1990г., с. 4

* * В.И. Забелышенский. “По следам НЛО”. М., 1991, с. 10

* Там же, с. 14-15 В.П. Быков.
** В.П. Быков. “Спиритизм перед судом науки, общества и религии”. М., 1914

* Афанасий Раковалис. “Отец Паисий мне сказал…” М., 2003, с. 91
**  там же, с. 101-102

* Старец Паисий. “Отцы-святогорцы и святогорские истории”. ТСЛ, 2001, с. 40

* Подробнее: Игумен N. «Об одном древнем страхе…» М., 2007.

** Старец Паисий Святогорец. «Слова. Духовная борьба» Том III, М., 2003, с. 203-204

* Иеромонах Антоний Святогорец. «Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века»,
ТСЛ, 2010, с. 140-141

** Архимандрит Ефрем Святогорец. «Жемчужины подвижнической мудрости», М., 2001, с. 136

* «коновал» - зоотехник, специализирующийся на кастрации лошадей и другого домашнего скота.

** Архимандрит Ефрем Святогорец. «Жемчужины подвижнической мудрости», М., 2001, с. 74



Игумен N.

Предыдущая страница  @  Перейти к содержанию  @  Следующая страница

Rambler's Top100       ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU