Психологические проблемы нашей молодежи

Дорогой о Господе G!

Как ни странно, твоя проблема давно уже не является твоей. За последние 20-25 лет она стала настолько массовой и так часто встречается у молодежи, что напоминает скорее пандемию, чем отдельно взятое заболевание. Кстати, и синдром Аспергера – явление молодое, появившееся и описанное на западе несколько раньше появления наших постперестроечных синдромов, как, впрочем, и всякая другая гадость, пришедшая к нам с запада после падения «железного занавеса». Этот синдром относится к «заболеваниям» аутистического ряда, этиология которого является «темным пятном», также, как и у подавляющего большинства психических паталогий, выявляемых на фоне практически полного здоровья. Аспергер наблюдал соответствующие симптомы в 70-80-х годах, а у нас этот синдром отмечают с середины 90-х годов ХХ-го века. С этого же времени у нашей молодежи стала наблюдаться и, так называемая, «ватность конечностей». Эстрадные юмористы 90-х годов не раз высмеивали молодых людей передвигающихся «на полусогнутых». Да, для старшего поколения это было чем-то из ряда вон выходящим. То же можно сказать и о навязчивых тревожно-депрессивных состояниях и о проблемах с общением (коммуникативностью), которые для людей моего поколения были редчайшими явлениями, с которыми сталкивались только специалисты в клиниках.
Все сказанное выше позволяет заключить, что весь спектр указанных паталогических явлений (причем, заметим, с не выясненной до сих пор этиологией), массово поразивший современную молодежь, является очень молодым феноменом, катализатором для которого стала так называемая «перестройка», поскольку всплеск этих явлений наблюдался именно в послеперестроечный период.
Еще один вывод, который сам собой напрашивается после многочисленных бесед с молодежью, заключается в том, что указанные выше паталогии не являются благоприобретенными. Дети с ними рождаются. Они лишь раскрываются и выявляются по мере взросления ребенка.
В чем же причина? На мой взгляд, она кроется в грехах предыдущих трех-четырех поколений советских людей, не знавших ни Бога, ни Его заповедей и, соответственно, нарушавших всё, что только возможно. Конечно, никто из этих несчастных представителей «советского народа» не слышал о том, что грехи предков сказываются на потомках до 4-го поколения, как об этом было возвещено пророку Моисею в откровении на горе Синай Самим Богом: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх., 20; 5-6). Однако, как мы все хорошо помним римскую формулу: «незнание закона не освобождает от ответственности»!
Тем не менее, даже в советский период, по крайней мере, до середины 80-х годов, основные нравственные понятия у русского народа сохранялись в пределах евангельского понимания добра и зла, нравственного и безнравственного, хотя, конечно, в быту их часто нарушали. Но вот пал «железный занавес», сметенный «перестройкой», и в Россию хлынули грязные волны порно-нарко-рок-культуры, разрушившие последние нравственные преграды в сознании подавляющего большинства «совков», не знающих ни Бога, ни родной православной культуры. Впрочем, вся эта псевдо- или, точнее, антикультура была рассчитана на широкие массы. А вот для людей более интеллектуальных и образованных, имеющих не только низшие физиологические потребности, но также и духовные запросы, была сварена другая похлебка, состоящая из смеси восточного и западного оккультизма, а также откровенного сатанизма и колдовства. Ее приправили всевозможными вкусовыми смесями из самых различных сектантских учений – на любой вкус.
Изменение нравственной парадигмы советских людей и, в первую очередь, русского народа, спровоцированное указанными явлениями, не было спонтанным. Это было заранее спланированное на западе нашествие (вспомним доктрину А. Даллеса), это, можно сказать, «психическая атака» мировой закулисы, реализованная Горбачевым. Она имела чисто духовную цель: лишить наш народ даже тех остатков благодати Святого Духа, которые он еще удерживал по молитвам своих православных предков. В результате, давно оторванные от родного православия русские люди (по большей части из интеллигенции) с головой ушли во все эти псевдодуховные учения и практики, истинная цель которых – раскрыть человека для контакта с темными, демоническими сферами духовного мира. И тысячи, если не миллионы демонов вошли в тела этих несчастных, сделав их управляемыми куклами в трагедии, разыгрываемой на подмостках общемировой сцены.
Тем не менее, даже понимая все это, нам не имеет никакого смысла обвинять своих родителей, бабушек, дедушек или более отдаленных предков в наших проблемах, хотя они и являются следствием их грехов. Во-первых, потому что это абсолютно непродуктивно, поскольку ничего не меняет к лучшему; даже наоборот, может вызвать только злобу и отчуждение от людей, которые нас любят. Во-вторых, такое отношение будет нарушением Божией заповеди о почитании родителей (хороших или плохих), что обязательно приведет к плачевным результатам и негативным для нас последствиям во время нашего движения по дороге жизни.
Для того чтобы выстроить правильное отношение к родным, нам необходимо представить себя на их месте, причем именно в ту эпоху и в тех условиях, в которых выросли и жили они. Если человек в состоянии сделать этот мысленный перенос, ему становится совершенно очевидно, что если бы он оказался на месте своих родителей, столкнувшись с теми же соблазнами, что и они, или в положении наших дедушек и бабушек, выросших в стране воинствующего атеизма, то не исключено, что поступал бы он намного хуже, чем поступали они. И, наконец, еще одна мысль, которая всё должна расставить по своим местам. Давай представим себе, что наши родственники, родившиеся после 1910 года, чьё формирование проходило в обстановке борьбы с религией, родились бы в другое время и были бы воспитаны в благочестивых, верующих семьях, веровали бы с детства и знали бы заповеди Божии. Думаю, что многие из них выросли бы совсем другими людьми и не сотворили бы в тотальном неведении многое из того, что совершили они, не зная заповедей Божьих, а, следовательно, не имея никакой нравственной опоры, которую дает только вера.
Конечно, тем немногочисленным молодым людям, которым в ХХI веке повезло узнать о Божественном откровении, принесенном на землю Господом Иисусом Христом, тем, которые осознали смысл и цель своего появления в этом мире, легко осуждать своих предков, одураченных мощнейшей атеистической пропагандой. Но, повторяю, нужно поставить себя на их место и понять, что осуждать их – глупо.
А теперь нам следует обратить внимание на еще один важный аспект, который необходим для формирования правильного отношения к своему роду. Это очень важный момент! Он поможет нам понять, почему из множества молодых людей, твоих сверстников, только единицы пришли к пониманию Истины, раскрытой в откровении Творца. Оглянись вокруг: много ли найдется среди окружающих тебя молодых или пожилых людей тех, кто познал Бога? Знаю, что ты ответишь: «Их, практически, нет». Но почему же ты, несмотря на все твои проблемы душевно-эмоционального порядка, оказался среди немногочисленных счастливчиков, которым раскрылось то, о чем веками думают и спорят величайшие умы человечества; думают, но понять не могут? Чем же ты так угодил Богу, что Он обратил на тебя внимание и раскрыл твой ум для понимания самого главного и важного в жизни: ее непреходящего смысла, ведущего в Вечность? Неужели ты заслужил это своими великими благородными делами или подвигами, совершенными еще до того, как ты познал своего Создателя? Конечно, ты скажешь: «Ничем я это не заслужил». Да, это так! Но тогда почему же ты оказался в числе призванных Богом?.. Надеюсь, ты уже догадался?! Без всякого сомнения, причина этого заключена не в твоих заслугах, а в добрых делах и благочестивой вере кого-то из твоих предков. Мы, люди, своим ограниченным умишком не можем высчитать всех пропорций добрых и злых дел, правильных и неправильных поступков, совершенных нашими родителями и предками – это может знать и рассчитать один только Бог. Но мы видим результат! Несмотря на некоторые духовные (а иногда и физические, врожденные) повреждения мы сподобились главного: познать Христа, а точнее – Бог в какой-то мере дал нам Себя познать! Но ведь это самое важное событие во всей нашей жизни, поскольку: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин., 3; 36). Таким образом, если взять весь твой род в целом, то окажется, что добрые дела и поступки предков все-таки перевесили на весах Божиих то плохое, что было в их жизни! А иначе ты, как и многие миллионы жителей нашей планеты, не знал бы Господа Иисуса Христа или был бы к Нему абсолютно безразличен, что мы и наблюдаем у европейских народов.
Тем не менее, негативные наследственные факторы, конечно, тоже продолжают действовать в духовной сфере. Однако не следует этого бояться, а тем более отчаиваться! Ведь если Бог призвал нас ко спасению и к Вечной Жизни, значит Он абсолютно уверен, что мы имеем достаточно сил и умственных способностей для того, чтобы выполнить эту задачу, важность которой несоразмерима ни с чем в этой земной жизни. Иначе говоря, если мы призваны – значит, имеем все шансы для спасения! Дело теперь только за нами! Если будем бороться со своими грехами и недостатками методами, завещанными нам Евангелием и святыми отцами, укрепляя свой дух и волю в Таинствах Церкви – Бог нам поможет, и мы всё победим!
А теперь рассмотрим – в чем же заключаются негативные факторы, являющиеся результатом грехов рода. Как ты, вероятно, помнишь, следствием грехов каждого отдельного человека является отступление от него божественной благодати, именуемой в богословии нетварной божественной энергией. Однако отступает благодать в различной степени, при этом мера потери человеком благодати зависит от тяжести обычных грехов, а тем более, от грехов смертных. Но, поскольку благодатная божественная энергия – единственная защита человека от воздействия на него демонических сил, то степень его незащищенности определяет и степень воздействия на него демонов. Здесь зависимость прямо пропорциональная: чем тяжелее грехи, тем мощнее воздействие демонов на душу и тело человека. Кстати, любая оккультная или языческая практика сразу раскрывает человека для вхождения в него темных сил, поскольку является, по сути, обращением к этим силам и предательством Христа. Причем даже последующее осознание греха и покаяние не решают мгновенно проблем, связанных с воздействия демонов на человека. Искренно исповеданный грех, безусловно, прощается Богом, но последствия его еще долго могут действовать в человеке, поскольку демоны автоматически не выходят после исповеди, как наивно думают некоторые. Мол, исповедал грех, и все проблемы должны исчезнуть! Ничего подобного, ведь исповедь – не сеанс экзорцизма!
Следует заметить, что и тератогенные уродства, и другие физические (врожденные) недостатки имеют ту же причину – грехи рода. Наблюдения и размышления на эту тему заставляют меня предположить, что отступление от человека (в частности, от родителей) божественной энергии может отразиться на структуре ДНК, в результате чего возникает генетическое повреждение (например, выпадение молекул из цепочки ДНК родителей), передающееся от родителей к ребенку в момент зачатия. А в результате – рождение детей с различными уродствами, а также даунов, олигофренов и различных хроников.
Те проблемы, которые наблюдаются у тебя, на мой взгляд, являются проблемами исключительно духовного порядка, т.е. они вызваны воздействием на твою душу демонических сил. А из этого следует, что бороться с ними можно, и даже нужно, методами именно духовными. И унывать здесь совершенно нет причин. Необходима только настойчивость в борьбе с негативными факторами и помощь Божия, которую мы, христиане, получаем через молитву и участие в Таинствах Церкви. Именно через Таинства и, особенно, через Причастие, верующие возвращают или даже вновь приобретают божественную благодать, конечно, по мере своих собственных усилий в борьбе с грехом. Так постепенно и происходит «выздоровление», т.е. постепенное ослабление демонического воздействия на душу вплоть до полного освобождения от него.
А теперь поговорим немного о некоторых конкретных симптомах духовного нездоровья. Интровертизм в не очень явно выраженной форме – одно из наиболее распространенных среди современной молодежи явлений, которое, тем не менее, значительно отравляет жизнь молодых людей. Этот синдром, судя по моим наблюдениям, является следствием, с одной стороны, непомерной (хотя и скрытой) гордыни, а с другой – критически заниженной самооценки, которую внушают человеку демоны. Иными словами, человек хочет быть чем-то очень значительным, но где-то глубоко внутри сознает себя совсем незначительной личностью. При этом демон, который контролирует его с момента рождения (демон-куратор), а возможно, и не один, а с «приятелями», подселившимися в процессе жизни, внушает ему уничижительные мысли по отношению к самому себе. И этот разрыв, этот диссонанс между тем, каким бы хотелось себя видеть и демонически внушенным ложным самовосприятием, (ощущение себя полным ничтожеством, никому не интересной, невыразительной личностью), становится настолько значительным, что приводит к боязни общения, которая базируется на бессознательном страхе быть осмеянным, униженным и отвергнутым.
Чтобы бороться с этой бедой нужно, во-первых, глубоко осознать наличие в себе такой страшной болезни как гордыня, присущей, кстати, всему человечеству. Именно она является главным следствием и печальным плодом первородного греха наших прародителей. Причем, вот что удивительно: гордыней обладают не только люди талантливые, достигшие больших успехов в различных областях человеческой деятельности, которым, по крайней мере, действительно есть чем гордиться. Поразительно другое – то, что она прорастает и укореняется даже в людях совершенно никчёмных, необразованных и не только ничего не достигших в жизни, но даже опустившихся на самое её дно. Причем, как это не парадоксально, у последних гордыня зачастую проявляется в более неприглядной и жесткой форме.
Но именно по причине того, что гордыня, открывающаяся через эгоцентризм, является основным и наиболее губительным грехом для всего человечества, лишающим личность богообщения, Христос завещал нам борьбу с этой страстью, сказав: «Научитесь от меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф., 11; 29). Научиться смирению Господь призывает потому, что смирение – качество противоположное гордыне, которое и вырабатывается в процессе борьбы со своим ЭГО. В результате этой борьбы происходит изменение вектора всех жизненных устремлений человека на противоположный. Прежний вектор был направлен внутрь, на самого себя, где центром вселенной был Я, моё ЭГО. Новый вектор направлен вовне, и потому у человека появляется возможность любить не только себя (единственного и неповторимого), но, хотя и не сразу, он способен научиться любить Бога и ближнего своего, выполняя тем самым две главные заповеди Божии.
Помимо прямого требования научиться у Него кротости и смирению, Господь Иисус Сам показал нам величайшие образцы смирения как, например, в том случае, когда умыл ноги Своим ученикам, заповедав всем нам, христианам, так же смиряться и служить друг другу, как это сделал Он – наш Бог и Творец вселенной. О многих других уроках смирения, которые оставил нам Господь, ты можешь прочесть в Евангелии. Достойно, конечно, всяческого сожаления то, что мы, христиане, только лишь читаем обо всём этом в Священном Писании, но даже не пытаемся применять евангельские требования к себе в своей собственной жизни, кроме очень немногих, являющихся исключением (как это ни печально) из общего правила!
Естественно, у человека, искренно уверовавшего, возникает вопрос: можно ли научиться смирению, и трудно ли ему научиться? Как это ни парадоксально, но для думающего и верующего человека всё очень просто! Этот вопрос не требует никаких физических усилий, он требует только одного – работы нашего ума, а затем – воли. Для начала необходимо подрубить корень греха. А для этого человеку нужно глубоко вникнуть в себя и понять, что все имеющиеся у нас способности и дарования (внешние и внутренние), от самых маленьких до самых больших и даже великих и гениальных, нам не принадлежат! Именно потому мы не имеем права ими гордиться. Эти качества и способности не наши! Все они – дар Божий, полученный каждым из нас в момент создания Богом души человека, вложенной Им в зародыш (зиготу) после зачатия. Мы сами свои способности не создали и не «высосали их из пальца»! Кстати, того, что Бог не посчитал нужным в нас вложить – того у нас и нет. Но об этом даже не стоит сожалеть, потому что и количество, и соотношение качеств и способностей, дарованных Богом каждой душе, просчитано Всемогущим Божественным Разумом самым совершенным и наилучшим образом. И унывать от отсутствия каких-то способностей не логично, потому что они и не приближают нас ко спасению, и не отдаляют. Ведь если человек призван Богом ко спасению и смог уверовать (вера – знак призвания), то ничто не может ему в этом помешать: ни отсутствие, например, гениальных музыкальных или организационных способностей, ни отсутствие обширных знаний в различных областях науки и культуры. Не по этим качествам нас судит Создатель! В Своем суждении о каждом из нас Он опирается исключительно на качества наших душ. А Богу нужны души: чистые сердцем, кроткие и смиренные, мужественные, самоотверженные и терпеливые. Между прочим, как ты можешь убедиться из книг Нового Завета, среди учеников и последователей Господа Иисуса было мало интеллектуалов. В основном, ученики были простыми и даже малообразованными людьми, но это не помешало им стать апостолами, а другим – стать преподобными и мучениками, которые, не колеблясь, шли на смерть за веру Христову.
Понимая то, о чем сказано выше, разумный человек отбрасывает от себя всякую мысль, с помощью которой демон-куратор пытается внушить ему ощущение своей мнимой высоты и значимости в сравнении с теми, кто не имеет тех способностей, какие есть у него. Борьбой с подобными внушениями можно избежать гордыни, проявляющейся в превозношении. Но, потерпев поражение на этом стратегическом направлении, враг наш, дьявол, не замедлит начать приступ с другой, прямо противоположной стороны. При новой атаке демон-куратор будет пытаться довести своего «подопечного» до отчаяния через внушение ложного ощущения своей никчемности по сравнению с теми, кто в чем-то его превосходит, заставляя его впасть в уныние и самоуничижение. Однако и это состояние уныния при ощущении своей мнимой ничтожности происходят от того же корня – гордыни: «Унизительно и очень обидно быть хуже кого-то, ведь я такой хороший!» Но подобного неправильного состояния разумный христианин может избежать без особого труда, если глубоко осознает и усвоит следующую мысль: «Создатель и Промыслитель – Бог все рассчитал и устроил самым наилучшим образом, а, следовательно, тех (пусть даже небольших) способностей и качеств, какие Он мне отмерил, вполне достаточно для достижения главной цели всей человеческой жизни, т.е. для спасения». Правда, эта мысль нас нисколько не должна расхолаживать и успокаивать: мол, я маленький человек, какой с меня спрос? Не следует забывать, что даже те малые дарования, которые имеем, мы обязаны развивать, чтобы с их помощью принести Богу плод добра удвоенный или утроенный в меру наших сил и возможностей, о чем и говорил Господь в притче о талантах (см. Мф., 25; 13-30).
Итак, как видим, гордыня в нас проявляется двояким образом: или в виде превозношения над слабейшим (неважно – в умственном плане или физическом), что доставляет нам удовлетворение в упоении своим мнимым величием, или, наоборот, через самоуничижение, доводящее до отчаяния, когда сравниваем себя с человеком, который в чём-то превосходит нас.
Третья мысль, помогающая победить гордыню, состоит в том, чтобы всегда помнить: «Я вообще не имею никакого права сравнивать себя с каким бы то ни было человеком, поскольку не знаю ни духовных, ни душевных, ни физических его сил. Не знаю ни количества, ни качества дарований, вложенных в него Богом, не знаю и о силе воздействия на этого человека грехов его предков, ни его генетических особенностей и повреждений, ни его внутренних болезней. Не знаю также факторов, повлиявших на его воспитание и мировоззрение, а, тем более, не знаю, в каком направлении может измениться этот человек, например, через 10-20 лет. Именно по причине невeдения глубинных особенностей человека, с которым себя сравниваю, не имея ни малейшего понятия о Промысле Божием в отношении будущности этого человека, я никогда не смогу оценить его правильно, а, следовательно, всякое сравнение с ним лишено какого бы то ни было смысла».
И действительно, один только Создатель знает абсолютно всё о каждом, созданном Им человеке. Именно поэтому Он будет судить каждого из нас по той, абсолютно индивидуальной шкале возможностей, которая известна только Ему Одному. Вот почему все мы окажемся равными пред Богом: гениальные и глупые, красивые и уродливые, популярные и никому не известные, многознающие и малообразованные, цари и простолюдины, богатые и бедные, здоровые и больные, сильные и слабые. Каждого по его индивидуальной шкале оценит Господь и с тех, кому Он дал больше, кто оказался в более благоприятных условиях, с тех больше и потребует, о чем и Сам Он сказал в Евангелии (Лк., 12; 48). По той же причине Господь Иисус запретил нам судить друг о друге, поскольку наш суд не может быть правильным априори. Именно таким методом, отбрасывая всякую мысль о сравнении себя с кем-либо, мы можем достигнуть смиренного образа мыслей (так наз. «смиренномудрие»), победить скрытое в каждом из нас тщеславие и достигнуть внутреннего успокоения.
Но остается ещё одна проблема! Ведь каждый думающий молодой человек хочет понять – кто он и для чего он? Какое-то внутреннее чутье подсказывает ему, что он должен чем-то стать в этом мире, что он призван к чему-то очень большому, призван выполнить какую-то миссию, должен «найти себя». Они мучаются смутным ощущением своей значимости и непонятной предназначенности, но нигде и ни у кого не находят ответа на этот вопрос. Подобная проблема возникает, как правило, у людей, не знающих Бога, а таких в мире немало. Кстати, многие их этих доморощенных «философов», так и не найдя ответа, уходят в криминальный мир и становятся главарями преступных группировок, ворами в законе, держателями «общака» или «смотрящими». Другие вербуются в различные военные структуры, стремясь попасть в «горячие точки», где подвергают себя смертельному риску, не видя смысла в своей жизни и не ценя ее. Иные глушат чувство неудовлетворенности в экстремальных видах спорта и гибнут тысячами, правда, получив перед смертью (фактически – самоубийством) «конфетку» от дьявола – дозу адреналина. И очень, очень многие просто спиваются или прячутся от этих «проклятых вопросов» в виртуальную реальность компьютерных игр или в наркотический транс.
Эта неосознаваемая молодыми людьми жажда самореализации, происходящая из интуитивного чувства ценности своей личности, жажда самоутверждения себя как некоего значимого элемента этого мира, не находя истинной своей цели проявляется в странных, иногда глупых, а иногда кошмарных поступках. В самых невинных формах, например, она демонстрирует себя с помощью внешних средств: зеленого ирокеза на голове, пяти колец в ушах, сережками в носу или на кончике языка, кричащей, вызывающей одеждой. Да, да – всё это кричит: «Ну, посмотри на меня! Ведь это я!! Я есть! Я существую!!! Ну, взгляни! Взгляни на меня, и дай мне хотя бы через твой взгляд ощутить себя существующим в этом мире! Ты меня заметил – и теперь я чувствую, что существую!» Более жесткие формы «самореализации» – мордобой индивидуальный или групповой. Индивидуальный – в форме боев без правил или, в лучшем случае – это бокс. Групповой – квартал на квартал, стенка на стенку, фанаты «Динамо» на фанатов «ЦСКА». Более страшные формы выливаются в участие в сатанинских ритуалах с жертвоприношениями животных и людей, в групповых оргиях и безудержном разврате, сопровождающих «черные мессы». Всеми этими способами Сатана и его ангелы совершенно в другую сторону направляют интуитивное стремление молодого человека к самопознанию и к самореализации. Они предлагают ему ложную цель: эгоистическое самооб?жение («будете как боги» – говорил лукавый Еве), отрывающее человека от Творца и главной цели жизни – спасения души от греха для блаженной и вечной жизни в Царстве Божием.
Но откуда у всех людей на земле появилось это интуитивное чувство значимости и ценности своей личности? Тот, кто не знает откровения своего Творца о человеке: кто он, для чего создан и чего ждет от него Создатель, – тот будет долго блуждать в потемках, не находя ответа на эти вопросы. На самом же деле всё давным-давно известно из слов Божиих. Человеческие души интуитивно чувствуют себя ДЕТЬМИ БОЖИИМИ даже тогда, когда этого не осознают! А что может быть более значимым, более ценным, более высоким, чем это положение и звание!? Ведь Сам Творец через пророка сказал: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» (Пс., 81; 6). Да, мы действительно сыны и дочери Божии, поскольку Он создал нас по Своему образу и подобию. И, хотя за грехи прародителей (к ним добавились и наши грехи) мы лишились подобия Божия, тем не менее, образ Божий, пусть даже сильно загрязненный, все же остается в нас до самой кончины. Он заключается в онтологически присущих нам божественных свойствах и качествах. Назову лишь некоторые из них:

  • «Бог есть Дух» – и наша душа – существо духовное, а не материальное.
  • Бог обладает разумом и самосознанием, Его даже называют «Высшим Разумом» – и наши души, – Его творения, получили он Него и разум, и самосознание.
  • Бог обладает абсолютной свободой – и мы, в отличие от животных, получили от Него свободную волю, чтобы выбирать между добром и злом. Но если животные действуют по программе, называемой инстинктами, которую они не могут нарушить (потому и не грешат), то мы можем извратить, нарушить или сознательно действовать наперекор любому инстинкту. Помимо этого, как существам разумным, Создатель дал людям писанную «инструкцию», объясняющую как правильно вести себя, чтобы быть счастливыми и в этой жизни, и в будущей. Но, поскольку мы носим в себе образ Божий, предполагающий в человеке свободу воли и выбора (а могли бы быть, например, запрограммированными биороботами), то нам предоставлена возможность свободного выбора: или нарушить Заповеди Божии («инструкцию» пользователя) или поступить согласно с этой божественной инструкцией.
  • Бог, как Творец и «изряднохудожник» (одно из наименований Творца в богослужебных текстах), снабдил также и наши души разнообразными  творческими способностями в разных пропорциях.
  • Бог вечен и безначален – и наши души, несмотря на то, что были созданы Творцом в определенный момент времени, т.е. имеют начало, тем не менее, созданы Им не для временного бытия, а для бытия вечного, поскольку всякое временное бытие, в сравнении с вечностью, бытием вовсе не является. Это означает что наши души, по определению, бессмертны и вечны.
  • Бог непознаваем в Своей сущности – так же непознаваема в своей онтологической сущности и душа человека, носящая Его образ.

Даже эти немногие грани образа Божьего, имеющиеся в каждом из нас, неоспоримо указывают на то, что мы действительно дети Божии, которые во всех основных своих качествах похожи на своего Отца! Вот почему начальные слова молитвы «Отче наш…» отражают абсолютную реальность, а не являются неким образным, идиоматическим выражением! Именно эту причастность к высшему Началу мира, к Его Создателю, и чувствуют, пусть даже неосознанно души всех людей, включая и тех, кто ничего не знает о Боге.
Вполне понятно, что врагам рода человеческого – Сатане и ангелам его, очень важно не допустить, чтобы люди поняли: кто они на самом деле и, осознав это, не пошли бы навстречу своему Отцу. Ведь главная цель отпавших от Отца ангелов – месть Богу, и осуществляют они её через уничтожение в человеке – высшем творении Бога на земле, – всякого намека на подобие своему Отцу – Богу. Для этого необходимо, прежде всего, стереть из памяти людей всякую мысль о Боге, или хотя бы выхолостить знание о Нем, превратить Его в миф, в легенду. Ну, с этим как-то удалось справиться с помощью внедренных в человечество ложных религиозных концепций и верований, а в последние времена благодаря бредовой и ничем не подтвержденной теории Дарвина, хотя она и была и разгромлена в ХХ веке открытиями генетиков 60-х годов. Тем не менее, дарвиновская теория сыграла свою основополагающую роль в борьбе за умы людей – она подвела, якобы, научный фундамент под здание атеизма. Но осталась еще одна проблема! Как быть с тем фактом, что все человеческие души чувствуют свою причастность к чему-то высшему, ощущают в себе некий потенциал нереализованных возможностей, правда, не зная, ни своего происхождения, ни этих возможностей, ни области их приложения? Испытывая постоянное и непонятное чувство неудовлетворенности собой и своей жизнью, люди могут начать искать их причины. А вот это уже опасно, т.к. может привести их к Богу! Образовавшуюся с помощью атеизма пустоту нужно было чем-то срочно заполнить. Для этой цели подходит всё: любые зрелища – гладиаторские бои, или бои без правил, бокс, футбол или хоккей, все варианты экстрима, порнография в любой форме и, конечно, «сексуальная революция». Тем же целям служит постоянная, лихорадочная смена мод, разжигание страсти к наживе, к достижению более высокого социального статуса. Не оставлены в стороне и старые методы дебилизации людей при помощи, алкоголя и наркотиков, особенно синтетических. Большая роль отведена также современным методам одурманивания умов с помощью, например, компьютерных игр, которые полностью поглощают волю и разум человека.
Конечно, верующий человек  относительно легко может преодолеть все эти сети и хитрые ловушки, расставляемые дьяволом, если вполне осознает себя, как бессмертную личность, как сына Божия. Понимая свой высочайший статус, он также легко сможет справиться и с обычной завистью, и с ложным самоуничижением, внушаемым ему бесами. Более того, сознательно верующий человек в состоянии не только победить зависть, но даже радоваться (!), видя успехи другого человека (конечно, если они используются не во зло другим людям), несмотря даже на то, что чужие способности превышают его собственные возможности. В этом случае он понимает, что тот, кому Богом дан более значительный талант, используя его во благо, приносит пользу всему человечеству. Но если и он, имея меньший талант, будет использовать его во благо в соответствии со своими возможностями, то получит равную награду от Бога вместе с более талантливым собратом, потому, что каждый из них постарался делать добро в меру своих сил и возможностей, полученных ими от Бога (смотри притчу о талантах).
Таким образом, у человека, понимающего свое иерархическое положение в структуре видимого мира, осознающего себя высшим творением Божьим, как сына или дочь Самого Творца, не возникает ощущение своей ничтожности, ненужности или бессмысленности пребывания в этом мире. У него нет потребности самоутверждаться в своем бытии через окружающих людей. Нет необходимости выделиться, стать заметным с помощью прически, серьги в носу, вызывающего макияжа или экстравагантной одежды. Он вполне самодостаточен и уверен в себе, зная, что он – Царский сын!
Итак, из всего сказанного выше, нам теперь следует сделать вывод по поводу самоидентификации и самореализации человека в этом земном мире. Начнем с того, что если мы признаём Творцом своей личности, своей души – Бога, Который Один только может знать, какие способности и качества Он даровал каждой отдельной душе, то самым разумным будет обратиться именно к Нему с просьбой указать нам направление нашей деятельности, которая будет полезна и нам, и другим людям. Этот совет, конечно, наиболее актуален для молодых людей, которые только начинают задумываться о своем месте в мире и о своей будущей профессии, для тех, кто еще не чувствует явного призвания к определенному виду деятельности. Действительно, как показал опыт многих христиан, человеку, молящемуся с доверием и упованием на Бога, вскоре открывается путь, наиболее соответствующий его способностям и душевной настроенности. И тогда он чувствует неодолимое влечение к указанному Богом роду деятельности, испытывает ощущение правильности этого пути. Кроме того, достижение на указанном поприще положительных результатов приносит его душе вместе с удовлетворением ощущение полноты жизни и истинную радость даже тогда, когда приходится преодолевать в своей деятельности серьезные препятствия.
Рассмотрим теперь другой вариант, когда человек, например, еще до прихода своего к Богу, не совсем правильно выбрал род своей деятельности и не вполне доволен им, хотя и трудится на этом поприще немалое время. В этом случае, когда выбор сделан давно, а изменить что-либо человек, по разным причинам, уже не может, ему следует приложить все усилия, чтобы стать профессионалом в своем деле. Работая на совесть и совершенствуясь, он действительно, с помощью Божией, может и даже должен стать специалистом высокого уровня, который мог бы приносить реальную пользу людям в том деле, которым он занимается. За такое честное и ответственное отношение к своей работе или службе, Господь обязательно даст ему мир душевный и радость от добросовестно исполненного долга, а от людей он получит уважение и благодарность.
***
Завершая, наконец, свое послание, вызванное к жизни твоими вопросами, на которые ответить кратко невозможно, замечу, что оно имеет целью не столько написать в двух строках рецепт лекарства, приняв которое, ты сразу исцелишься, сколько разъяснить глубинную суть происходящих с тобой явлений. И в заключение повторю еще раз: на мой взгляд, твои проблемы имеют, по большей части, духовный характер, а, следовательно, исцеляются они постепенно по мере твоего духовного роста и только духовными методами. Помочь этому процессу могут и некоторые внешние твои действия.
Во-первых, старайся делать как можно больше добрых дел окружающим тебя людям, пусть даже самых незначительных. Во-вторых, учись контролировать себя, глядя как бы со стороны на выражение своего лица, чтобы оно не было постоянно хмурым и отчужденным. Кстати, такое выражение чаще всего свидетельствует о том, что сознание человека перегружено хаосом пустых и ненужных мыслей, которыми набил его голову бес-куратор. Следи за ними и все помыслы, которые не приносит пользу твоей душе, изгоняй, говоря: «Мне не нужны эти помыслы, я их не принимаю! Отойди от меня лукавый, не желаю тебя слушать!» Затем с краткими прошениями (два-три слова) обратись за помощью и защитой к Спасителю, Пресвятой Богородице, Ангелу-Хранителю и твоему небесному покровителю, а также к тем святым, которых ты почитаешь. После такой краткой автоматной очереди молитвенными пулями, нужно продолжить бомбардировку противника Иисусовой молитвой. Запомни, что чаще всего, хмурое, отчужденное лицо – симптом, обнаруживающий одержимость ума человека нечистыми духами. Но демонов можно обмануть и тем нейтрализовать их действие, поскольку, не имея возможности читать мысли человека, они судят об успехе своего воздействия только по внешним признакам, в частности, по выражению лица. И если ты будешь следить за своим выражением, стараясь, чтобы оно было спокойным, мягким, улыбчивым, то бесы, заметив, что их внушения остались без результата, прекратят нападения на этом фронте, и ты одержишь победу.
И последний, третий совет: удерживай себя от смертных грехов, из которых наиболее легким для выполнения является незаконное сожительство вне брака. Результатом его бывает почти полное лишение благодати, а в открытую дверь тут же влетают демоны, и тогда на твои симптомы наложатся значительно худшие. Понимаю, что для подавляющего большинства молодых людей, лишенных веры, в эпоху интернета сохранить целомудрие практически нереально. Не сомневаясь, можно утверждать, что без веры и благодатной помощи Святого Духа сохранить себя от блудных грехов просто невозможно. Однако молодые люди, которые регулярно исповедуются и не реже одного раза в месяц причащаются святых Христовых Таин, те, с помощью Божией, побеждают натиск блудного беса, если, конечно, сознательно удерживают себя от просмотра соответствующих сайтов, фильмов и журналов.

Наша задача – побеждать! И я желаю тебе стать истинным воином Христовым и победителем греха в той страшной, невидимой войне, которую непрестанно ведут против нас «духи злобы поднебесной»! Но если и упал, не отчаивайся, вставай и вновь продолжай бороться. Да укрепит тебя Господь!

Декабрь, 2016 г.



Игумен N.

Предыдущая страница  @  Перейти к содержанию  @  Следующая страница

Rambler's Top100       ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU