О трех видах жительства христианина

Кавказ. Скит.

12 ноября 2010 г.

 

О ТРЕХ ВИДАХ ЖИТЕЛЬСТВА ХРИСТИАНИНА

 

Дорогой “ F ”, до сего дня главнейшей твоей проблемой является затянувшийся на долгие годы инфантилизм. К сожалению, у тебя, до сих пор отсутствует реальное восприятие и понимание жизни, включая социальные, экономические, политические, психологические и даже технические аспекты. Наблюдая тебя, я только удивлялся: как ты, дожив до 32 лет, умудрился не приобрести никакого жизненного опыта, продолжая парить в несбыточных мечтах и иллюзиях, простительных разве что школьнику 8-9 классов. Создается впечатление, будто тебя растили не в обществе реальных людей, а под колпаком, в теплице (в лучшем случае). Возможно, ты, хотя и позже других, но все-таки дозреешь и догонишь остальных. В жизни иногда так бывает, я это наблюдал. Дай Бог, чтобы было так! Но для этого тебе нужно приобрести большой жизненный опыт: опыт социальной жизни, опыт общения с самыми разными людьми, понимание различных уровней взаимосвязи между ними, опыт работы и даже опыт зарабатывания денег и рационального их использования.

Другая твоя проблема – отсутствие в твоем характере стабильности, способности энергично добиваться результата в течение достаточно длительного времени, преодолевая сопротивление, как внешних неблаго­приятных обстоятельств, так и внутренних препятствий, таких, как слабоволие (расслабленность), переменчивость настроения, уныние и леность. (Есть, правда, исключение: когда ты делаешь то, что тебе самому нравится. К этому случаю подходит афоризм в виде вопроса и ответа: «Что значит – “ленивый человек”? Ответ: это тот, кто делает лишь то, что ему нравится»). Указанные выше отрицательные качества, в настоящее время, присущи очень многим молодым людям, которые, женившись, становятся типичными «альфонсами». Они садятся на шею своим женам, и «едут» на них, свесив ножки. А бедные женщины должны за них решать все домашние и социальные проблемы. Зарабатывать вместо этих «кормильцев» деньги на жизнь, готовить еду, заниматься ремонтом квартиры и сантехники, покупать одежду, растить детей и проч., и проч. А эти, с позволения сказать, «мужики» будут в расслаблении лежать на диване и выдумывать любые «объективные» оправдания для своего безделия. Но, как правило, такие браки рано или поздно распадаются. Даже если оба – православные. Однако самое ужасное то, что страдают в этих ситуациях, как всегда, дети.

Вот почему, прежде чем создать семью, мужчина (если он не страдает слабоумием) должен оценить уровень ответственности, которую ему придется взять на себя, решившись на брак. Здесь следует вспомнить две притчи Спасителя о строителе башни и о царе, который готовился вступить в сражение с более сильным противником (Лк. 14, 28-32). Необходимо очень серьезно и, по возможности, объективно взвесить свои возможности. Если мужчина не способен быть стержнем и опорой семьи во всех отношениях: в моральном, духовном и материальном плане, если он не способен преодолевая все трудности (а, не оправдываясь ими) обеспечить семью всем необходимым, то ему не следует даже мечтать о женитьбе. Иначе – всё окончится неизбежной трагедией для всех членов семьи и, в первую очередь, для детей. В этих случаях для христианина, на мой взгляд, существуют (и всегда существовали) два варианта устроения своей жизни.

а) Оставаясь в миру, жить сознательным бобылем, посвятив все свое свободное от работы время делам Божиим. Кто-то может трудиться в церкви, например, петь и читать на клиросе, алтарничать, вести воскресную школу, помогать в ремонте храма, организовывать паломнические поездки и т.п. Другой – заниматься благотворитель­ностью, писать иконы, научиться резать иконостасы или принимать активное участие в православных общественных организациях.

б) Уйти в монастырь и посвятить свою жизнь (хотя бы и такую расслабленную) Богу, в надежде со временем, по благодати Божией, все-таки исцелиться. Но это – выбор только для тех, кто почувствовал вкус к молитве и имеет желание хотя бы понемногу трудиться над своим исправлением. Конечно, в материальном и социальном плане для таких расслабленных людей – в монастыре проще (хотя для самих монастырей они, как правило – обуза, балласт). Там выполняют они какое-то свое, обычно не слишком обременительное «послушание» и более ни о чем не заботятся. Все тяготы общения с миром, государственными и общественными организациями, обеспечение юридической стороны жизни монастыря, а также проблемы добывания средств существования, обеспечения всех сторон быта (жилья, еды, одежды, транспорта, водо- и электроснабжения, разнообразных ремонтно-строительных забот и проч.), всё это – лежит на игумене. Именно по этой причине во все времена в монастыри приходило немало «приживал» и «прихлебателей». Но настоящий монах, конечно, – тот, кто и в мирской жизни активно трудился и мог нормально существовать, а может быть даже был богатым, известным и талантливым человеком. Однако он, оставив все это ради Христа, сознательно ушел в монастырь для того, чтобы без отвлечения на житейскую суету, заняться достижением главной цели жизни любого человека – спасением своей души от грехов, как врожденных, так и благоприобретенных. Такими были свт. Николай Чудотворец и Василий Великий, Иоанн Златоуст и Арсений Великий, Иоанн Дамаскин, свт. Игнатий Брянчанинов, Царь Александр I (он же – преп. старец Феодор Кузьмич) и множество наших князей, княгинь и бояр, или, например, бывший миллионер Муравьев – преп. Серафим Вырицкий ( 1949). Но, в то же время, и современный искренно верующий, хотя и расслабленный человек, может найти свое место в монастыре и даже принести некоторую пользу, если он имеет смирение и осознает свое повреждение. А если при этом он, по мере сил, борется с недостатками и молитвенно испрашивает у Бога помощи для исцеления своей парализованной воли, то можно даже надеяться и на реальное выздоровление, хотя этот процесс бывает достаточно длительным, растяги­ваясь на годы.

Замечу также, что причина не только твоей расслабленности и гипертрофированной сексуальности, но и тех же самых проблем у многих твоих сверстников, связана с психическим здоровь­ем. Если быть точным – со здоровьем духовным, а еще точнее – с забесовленностью практически всей современной молодежи. Очень многие молодые люди жалуются на то, что замечали в себе эти проблемы еще с дошкольного возраста, то есть тогда, когда они еще не успели совершить ни одного смертного греха. От чего же у 5-6-летнего младенца возникла блудная страсть, которой практически не наблюдалось в этом возрасте у предыдущего поколения? Если ты помнишь, я неоднократно рассказывал о том, о чем знает любой, даже неверующий врач-психиатр: психические заболевания передаются по наследству с неумолимой обязательностью. А это означает, что передается, во-первых, родительская безблагодатность (за их грехи), а, во-вторых, – родительские бесы (следствие отступление благодати), потому что психические заболевания у детей имеют своей причиной указанные два фактора, включая также последствия грехов и более далеких предков 3-го и 4-го поколения (Исх., 20, 5; 34,7). Конечно, если родители, понимая это и покаявшись, будут усердно молиться за ребенка и постараются не добавлять ему проблем своими новыми грехами, если будут воспитывать его в любви и благочестии, ребенку, конечно, будет несколько легче в жизни. Но это всё «если»… А вот как будет на самом деле, заранее никто не знает, – только Бог.

Если же ты думаешь о браке, то тебе следует обратить пристальное внимание и на внешние обстоятельства, поскольку через них можно тоже увидеть наличие или отсутствие воли Божией на вступление в брак с той или иной особой. Нередко случается, например, что у молодых людей нет никакой надежды на собственное жилье, и, зачастую, кочевая жизнь «с квартиры на квартиру» так изматывает и озлобляет супругов, приводит к таким скандалам, что они, в результате, «разбегаются». Подобное обычно случается и при совместной жизни невестки со свекровью, или при конфликтах мужа с тещей. Возможно, эти семьи могли бы существовать, но только лишь через несколько лет, когда у кого-либо из супругов появилось бы, например, собственное жилье. Естественно, бывают и исключения (напри­мер, в 50-е годы люди женились и рожали детей в рабочих общежи­тиях), но эти исключения мы сейчас не принимаем во внимание.

Есть и другие внешние обстоятельства, не благоприятствующие браку и, как правило, показывающие отсутствие воли Божией на совместную жизнь – это категорическое неприятие родителями своего возможного будущего зятя или своей потенциальной невестки. Браки, заключенные против воли родителей, практически всегда (за редчайшим исключением) распадаются. Другими внешними факторами, которые могут играть чрезвычайно отрицательную роль в будущей совместной жизни супругов, являются, например, различие религиозных вер и традиций буду­щих супругов, а также различие их мировосприятия, которое проявляется в несовпадении мнений по фундаментальным вопросам смысла жизни. Например, у них различное понимание: что – главное в жизни, а что – второстепенное; что – нравствен­ное, а что – недопустимое. Совместная жизнь в подобных случаях, практи­чески всегда, становится настоящей мукой. Еще одним отрицатель­ным фактором для будущей семьи является большое различие в культурно-образовательном уровне и социальном положении молодых людей, собирающихся создать семью.

Касаясь твоего настоящего положения, я бы советовал тебе не торопиться с решением о браке. Тебе необходимо, приобретая жизненный опыт в работе и в общении с людьми, получше понять самого себя, узнать: на что ты способен, а на что – нет. Сможешь ли ты быть опорой и кормильцем, способным содержать семью? При этом, конечно, следует очень настойчиво молиться, чтобы через те или иные обстоятельства жизни, а также каким-либо духовным образом открылась воля Божия о тебе.

Если же обстоятельства сложатся так, что ты почувствуешь волю Божию и благословение на создание семьи, то постарайся всеми силами избежать всего, что может содействовать падению в смертный грех блуда до брака. Помни, что по причине жуткого безволия современных православных христиан, а также по причине почти поголовной их одержимости блудным бесом, верующие христиане так же легко впадают в этот грех, как и абсолютно неверующие люди. Так что полагаться на себя не стоит, тем более – тебе. Чистоту добрачных отношений необходимо соблюсти в особенности потому, что если вдруг откроется, что Божие благословение на брак есть, а вы с будущей супругой впали в смертный грех, то он станет разрушительной бомбой замедленного действия, которая, как показала жизнь, рано или поздно либо взорвет брак, либо чрезвычайно усложнит взаимоотношения супругов.

В заключение хочу пожелать тебе самого, на мой взгляд, главного: чтобы твоя жизнь устроилась не по твоей воле, и не по воле «лукавого», а только по воле Благого Бога и Его Пречистой Матери.

 

Да сохранит тебя Господь от всех сетей вражиих!

 

Иг. Ефрем.



Игумен N.

Предыдущая страница  @  Перейти к содержанию  @  Следующая страница

Rambler's Top100       ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU