Игумен N

Проповедь на Преображение Господне 2019 года

 

Рассматривая событие Преображения Господня, мы видим в нем много смыслов, о которых вы сегодня слышали из санаксария, но я хочу остановиться на одном из них. Преображение Господне говорит о необходимости и нашего преображения, о том, что «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф 13; 43). И об этом преображении нам сказано еще в Ветхом Завете и повторено апостолами в Новом Завете, где говорится о том, что Господь поставил перед нами задачу: «Будьте святы, ибо Я свят» (1Петр, 1; 16).

Святость есть предельная чистота, а высшее проявление Божества - это любовь, которая должна быть и в нас. Любовь включает в себя и доброту, и милосердие, и умение потерпеть немощи ближнего, и много других добрых качеств, в том числе незлобие и незлопамятность, которые мы должны в себе взращивать с Божией помощью. Эти качества и выявляют в нас подобие Божества. Именно к такому преображению мы должны стремиться, поскольку все мы видим у себя в душе прямо противоположные качества: и гнев, и злобу, и зависть, и памятозлобие, и неприязнь к окружающим, и неумение терпеть немощи ближнего, и нежелание уступить. Замечаем в себе в себе также привычку постоянно спорить с кем-то, доказывать свою правоту любыми способами, вплоть до рукоприкладства, видим и злопамятность, потому что долго помним, когда кто-то нас обидел. Даже через 20 лет вспоминаем эту старую обиду и горим ненавистью к тому человеку. И всё это мы видим в своих душах. А задание Божие, которое Он дал нам на всё время нашей земной жизни - избавиться от этой грязи и просветиться, преобразиться, как и Он преобразился на горе для нас, чтобы мы увидели славу Его преображения и поняли, что нас ожидает такая же слава. Как просветился на Фаворе Господь, так и праведники просветятся в Его Царстве. Но кто такие праведники? Это люди, которые живут праведной жизнью, то есть по правде Божией. А узнаем мы о том, что такое правда Божия, из Библии, то есть из слова Божия, из Его откровения.

Однако всякий, кто начинает бороться со своими недостатками, видит - как трудно дается нам это преображение, а потому можно часто слышать: «Да это невозможно! Как это возможно воздерживаться от того или иного греха?» И когда молодые люди меня спрашивают: «Я же молодой, у меня физиология, мне гормон бьет в голову, как же я могу  удержаться от греха блудного?» - я им отвечаю: «В наше время это невозможно». Да-да, своими силами никто не может победить блудного беса, который своим воздействием на половую сферу усиливает наш инстинкт в миллион раз. Вспомните слова Господа: «…человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф., 19; 26).

Но почему раньше было проще удержаться? - спросите вы. Все просто. Страна была в основном православная, большинство людей были верующими, все молились - кто-то больше, кто-то меньше, но молились. И естественно, благодать Божья пребывала на людях и на всей стране, она покрывала ее, давая верующим силу воздерживаться от греха. Сейчас мы живем в стране, которая пережила сто лет безбожия. И на сегодняшний день 95-97% наших соотечественников весьма далеки от Бога. И хотя формально они называют себя православными христианами, но на поверку живут совершенно языческой (если не сказать хуже), жизнью. Они, не задумываясь, попирают все заповеди Божьи, всю правду Божью, то есть живут неправедно. Действительно, как же им воздерживаться, когда вокруг столько соблазнов? И я вновь повторяю: в наше время это невозможно, но при этом делаю оговорку: невозможно, если бороться без помощи Божьей, поскольку человек своими силами победить демоническое воздействие не в состоянии. И только благодать Святого Духа, которая действительно преображает человека, она-то и есть та божественная сила, которая совершает в нас эту работу. Она пожигает наши страсти (помните молитву: «попали огнем невещественным грехи наша»?), дает нам силу бороться, подпитывает своей благодатной энергией нашу расслабленную волю. Вот только в этом случае человек с помощью божественной благодати в состоянии победить грехи свои.

Но когда мы начинаем борьбу со своими грехами, не нужно, как учат святые отцы, браться сразу за все грехи сразу - их у каждого много. Надо, в первую очередь, поставить перед собой в качестве цели один грех, который чаще всего нас одолевает. И бороться с этим грехом, узнавая, как это делали прежде другие - те из святых отцов, которые оставили нам вехи, записали свой опыт и путь, которым они шли в этой борьбе. Человек, изучая этот опыт, познает - как нужно бороться, какие методы применять, а иногда и сам изобретает новые методы борьбы. И всё это, совместно с благодатью Божьей, помогает ему бороться со своими грехами.

Именно для того, чтобы передать людям Свою благодать или, как ее называют богословы – «нетварную энергию Святого Духа», Христос основал на земле Церковь, через Таинства которой человек может получить эту божественную силу. Она подается Богом в первую очередь, конечно, через исповедь и причастие. Исповедью мы очищаем грех, выпалываем заросшую сорняками грехов почву нашу сердца. Исповедь - это прополка, но не думайте, что сорняк снова не прорастет! Там, внутри остался еще маленький корешок, а поэтому придется нам снова и снова пропалывать свое сердце. Но каждый раз, когда мы исповедуемся, пропалываем нашу душу, а потом причащаемся - получаем каплю благодати.

И если мы искренне хотим избавиться от грехов, то со временем замечаем в себе изменения. Грехи начинают отпадать, как сухая кровяная корка от зажившей раны. У некоторых - через полгода, у кого - через год, а у кого и больше, но душа начинает изменяться. Так постепенно и происходит изменение человеческой души. Без помощи Божией, которую подает нам Христос через Церковь, ничего не получится. Победить в этой смертельной схватке за Вечную Жизнь возможно только с помощью Таинств Церкви. Для этого нужны: истинная вера, Таинства Церкви и молитва - другого способа получить Божию благодать нет. Как говорил наш святитель митрополит Филарет Дроздов: «Молитва есть духовный магнит, который притягивает к человеку благодать Святого Духа». Поэтому когда человек прибегает к таинствам Церкви, к молитве, которая соединяет человека с Богом, он как-бы притягивает к себе благодать. Она постепенно подзаряжает наш подсевший духовный аккумулятор. Причастие дает колоссальный заряд, если мы искренне исповедуем грехи свои. Добрые дела тоже призывают на нас благодать Святого Духа, если, конечно, мы делаем их ради Христа.

Так вот: всё это вместе - исповедь, причастие, добрые дела и молитва -  основные способы, которые мы должны употреблять все вместе, фактически одновременно. Не только один какой-то способ, но именно все вместе: и добрые дела, и молитву, и исповедь, и причастие. Но, повторяю, все это можно делать только во Христе, только находясь в лоне Церкви. Поэтому несчастны те люди, которые отбиваются, как заблудшие овцы от стада, плутают в горах и погибают, если уходят из Церкви даже под благовидным предлогом. Потому что, как я вам всегда говорю, пока Церковь соборно не исказила учения Христова, до тех пор, даже несмотря на то, что какие-то отдельные священники или даже иерархи церковные что-то неправильно делают - в Церкви благодать в таинствах будет присутствовать. И, если бы это было не так, мы бы давным-давно все погибли, поскольку Церковь должна была бы прекратить свое существование уже в I веке, при апостолах, потому что уже тогда возникли в ней ереси, расколы и всякие непотребства, в том числе симония, и много-много всего другого, «о чем не леть и глаголати» (Еф., 5; 12). Но, несмотря на всё это, Церковь жива. Поэтому, когда все вместе, не только священнослужители, но и миряне сохраняют догматы, то есть учение Церкви, неповрежденным - благодать Святого Духа будет пребывать в Церкви, в ее Таинствах. Господь сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф., 16; 18). И это так, несмотря на несовершенства многих ее членов: и мирян, и архиереев. Поэтому те, кто думает найти вне существующей Церкви какую-то идеально чистую церковную структуру, неизбежно оказываются вне Церкви, в раскольнической безблагодатной общине, а потому быстро духовно и нравственно деградируют. Когда мы выходим из Церкви, то оказываемся в расколе, и в той «безгрешно-чистой» раскольнической организации уже не получаем преображающей наши души благодати Святого Духа, как бы мы себя ни оправдывали самыми благими намерениями. Поскольку, перефразируя Екклезиаста, часто говорят о том, что благими намерениями вымощена дорога в ад. А для того, чтобы не заблудиться, нужно помнить о том, что только совместное, соборное отступление от церковных догматов или их искажение - только это является причиной, по которой мы можем выйти из церковной структуры, которая тем самым впала в ересь. Но с нами тогда выйдут также все искренно верующие люди, включая достойных архиереев, священников и мирян, а значит, Церковь будет сохранена в этом «малом стаде». А до того момента, о котором я вам сказал, ничего подобного делать нельзя, потому что мы погибнем вне Церкви, а наша задача - преображение.



Игумен N.

Предыдущая страница  @  Перейти к содержанию  @  Следующая страница

Rambler's Top100       ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU Кавказкий скит Валаама